Мастер-класс

На протяжении всей истории человечества веревка, а также похожие на нее предметы: шнуры, шарфы, ленты и даже витые галстуки, имели различный смысл.

В символе веревки присутствует характерный дуализм. Веревка обозначает одновременно ограниченность и бесконечность. Основные толкования этого символа: взаимосвязь, союз, неволя, обещание.

В древнем Египте веревка символизировала судьбу – извивающуюся причудливым образом, непрерывную и ведущую только к единственно предопределенному исходу.

В античном мире существовало предание о тонкой взаимосвязи всего сущего - невидимым шнуром прошит весь свет.

У коренных жителей Америки веревка, напротив, символизировала плодородие, тонкие струи дождя, питающие землю.

В индуизме веревка является духовной нитью, связующей жемчужины всего сущего.
На Древнем Востоке о подпоясанном веревкой человеке говорили, что он совершил много добрых и богоугодных дел.

В христианстве веревка традиционно обозначает обет, обязанность человека перед богом.

 

Изготовление веревок и шнуров — одна из старейших отраслей человеческой деятельности. До XIX века веревки изготавливались главным образом вручную в мастерских ремесленников – длинных, низких помещениях. Рабочие вынуждены были ходить, согнувшись, друг за другом, наматывая веревки себе на пояс.

Казалось бы – веревка такая простая вещь. Но история её удивительна. Веревками платили дань и налоги. О веревках и их составе издавались

Веревочка

государственные указы.

Вот, забавный, на современный взгляд, Статут XIII города Парижа о веревках и их изготовителях:

«О веревочниках:

Всякий, кто хочет, может быть в Париже веревочником, т. е. делать веревки из всякого рода волокон, липового лыка, или волоса, лишь бы знал ремесло, имел средства и работал по обычаям и кутюмам ремесла, которые таковы:

Веревочники могут иметь столько подмастерьев, сколько им угодно, но они не могут иметь больше одного ученика, которого они должны взять не меньше, чем на четыре года, но на больший срок они вполне могут его взять. Никто из веревочников  не может работать ночью из-за того, что могут получиться плохие изделия, ни в дни праздников, когда весь город празднует, не может и не должен делать веревки, какого бы те ни были сорта, кроме как целиком из одного материала, а именно: или всю из лыка, или всю из пеньки, или всю из льна, или всю из шелка, кроме веревок, которые делаются из волоса, в которые добавляется пенька, чтобы веревки были лучше, дороже и дольше сохранялись ..., не может и не должен смешивать старые веревки с новыми ..., не может и не должен делать вожжи для плуга, кроме как

из четырех (par quatre) [сортов], т. е. он не может делать вожжи, кроме как из нитей, не может и не должен делать какие бы то ни было канаты, т. е. веревки, с помощью которых работники и лошади тянут суда против течения, если они не будут одинаковыми и хорошими, как внутри, так и снаружи, не должен ничего за вещи, относящиеся к его ремеслу, которые он продает или покупает.

Каждый, кто нарушит что-нибудь из вышесказанного, уплатит королю 5 пар. су штрафа всякий раз, как нарушит, а каждое плохое изделие, если будет сделано, сжигается».

(Книга ремесел Этьена Буало, Франция, Париж, сер. 13 в).

 

С развитием кораблестроения веревка превратилась в канат.

Предмет этот был настолько важный, что им занимался и великий Леонардо да Винчи. Чтобы сделать веревку (канат) надо было переплести несколько прядей. Для этого Леонардо разработал машину, приводимую в движение рукояткой. При помощи блоков (воротов) она поворачивала устройство, к которому были прикреплены переплетаемые пряди (сначала - только три пряди). В машине, изображенной на этом рисунке, прядей гораздо больше. Они собраны в полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты).

Расцвет канатного ремесла в России начался во времена царя Петра. Пожалуй, стоит упомянуть небезынтересный научный труд, который может пригодиться и нашим современникам: как рассчитать вес и длину канатов хорошего качества – длину по весу, не перематывая канат, а так же качество изделия:

«Определение веса веревок
Использован материал (стр. 254-255, ч.1, ) из труда: "Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392