Итак, дорогая и милая Тессси, продолжу изложение своих мыслей относительно материалов N11.
И сейчас хочу обсудить Вашу замечательную статью "Эльфы в именах". Причем, спешу с Вами согласиться, что имена - это "...целый пласт свидетельств, в которых сохранились не только изначальные понятия как таковые, но и свидетельства о ныне утраченных сказаниях", и что "зачастую исторические процессы можно более точно прочитать по именам, чем по археологическим находкам". Ведь не зря же про ономастику (вернее, про одну из ейных составляющих - топонимику) говорят, что она показывает не только места обитания этноса, но и помогает определить пробелы, обусловленные миграциями [R.I.McDavid, Linguistic Geographic and Toponymic Research. / Names. Vol. 6. 1958. p.65-73; M.Kaups, Finnish Place Names in Minnesota: A Study in Cultural Transfe. / The Geographical Review. Vol. 56. N3. 1966. p.377-397], или же "...тестирует открытия археологов и историков, направляет филологов" [F.M.Powicke, Reviewing A.M.Armstrong, A.Mawer, F.M.Stenton and B.Dickins The Place-Names of Cumberland. Cambridge. 1950-1953. / The English Historical Review. Vol. 69 (271). 1954. p.312]. Вот и про другую составляющую ономастики - антропонимику, изучающую имена (их происхождение, закономерности функционирования и эволюции), можно сказать не менее лестные слова. Ибо эта наука неимоверно важна в "археологии смысла", как сейчас стало модно говорить, т.е. в понимании сути вещей, особенно связанных не столько с историей, сколько - с мифологией и фольклором. Ибо хорошо известно, что Речь - это древнейшая мифология, а Имя - важный и посему достаточно стойкий маркер (как и все мистическое, имеющее глубинный смысл). Конечно же, меняются эпохи, а с ними - и взгляды социума на разные вещи, бурлит котел истории и конвекцией потоков разносятся по миру новые веяния, а с приближением Последних времен сей водоворот событий все усиливается и ускоряется... Естественно, весь этот микс не может касаться и имен. Однако здесь, как и в мифологии, имеется некое стабильное ядро, остающееся в ходе эпох практически незыблемым (Традиция однако...). В качестве примера можно привести распространение по Европе и за ее пределами, вроде бы с принятием христианства, вроде бы еврейских имен "Яков", "Михаил", "Иоанн". Однако хорошо известно, что некоторые фольклорные персонажи и исторические князья славян еще до принятия веры Христовой носили очень похожие имена. И если для чеш. "Мешко"/рус. "Микулы" вопрос остается открытым, то вот поисхождение польск. "Яксы"/"Яги"/"Яхи" и рус. "Вятко" известно достаточно неплохо (1-ое - от "*jakъ/jь" - "сильный, крепкий", ср. c "jačajь" - "мощный" [См.: Jaksa z Kopanicy. / Wikipedia (pl); Умянут в: Chronica principum Saxoniae; Heinricus de Antwerpe, Tractatus de captione urbis Brandenburg. 8; Pribik Pulkava, Chronica; И др.; + Надписи на монетах (5 видов брактитов)]; 2-ое - от "ван" [Веневский топонимический узел; Еврейско-хазарская переписка (Иосиф - Хасдаю ибн Шапруту)], связанное с и.-е. "*ve(n)t", праслав. "vet" - "мокрый/влажный" или "большой" [Вятичи. / Wikipedia; Умянуты в: ПВЛ; Поучении Владимира Мономаха; Худуд ал-Алем; Ибн Рустэ, Китаб ал-А'лак ан-нафиса; Абу Са’ид Гардизи, Зайн аль-Ахбар; Тахир ал-Марвази, Таба'и' ал-хайаван]). И все это говорит о сочетании-наложении схожих-комплементарных имен, протекающему по неким еще мало изученным закономерностям (хотя здесь уж много чего разъяснили Флоренский и Лосев своим Имяславием) и позволяющему сохраняться вещам старинным. Так что, специалисты при помощи различных метод способны отделить зерна от плевел и, преподняв напластования-наслоения, дотянуться до сути того или иного названия-имени. И антропонимика, безусловно, "... представляет собой один из наиболее достоверных исторических источников, который, если его правильно прочитать, может дать ключ к разгадке многих тайн прошлого" [Цит. по: В.П.Кобычев, В поисках прародины славян. М. 1973. Гл. "Язык Земли"].
Но ход прочитывания может быть разным. И наша предшествующая дискуссия служит тому подтверждением. Вот и имена, "...которые повествуют об эльфах и отношении к эльфам" могут быть такими, а могут быть сякими. И тут встает очень большой вопрос - к эльфам каким?, историческим ("alb'ам(анцам)" - язам-аланам Средних веков; думается, что отсюда и происходит львиная доля "эльфийской" ономастики - Албании Дона, Кавказа, Балкан, Британии и др.) или же мистическим (тут связь с "камнями", "холмами" и, естественно, реками - помните, многоуважаемая Тесси, наш разговор относительно "elv"...). Хотя, конечно же, и "исторические" кое-где (и наверно в немалости) являются "обросшими" названиями, изначально-таки связанными с мистическими сущностями. Кроме того, Традиция фейри не очень-то связана с вещами эпохи Переселения народов, ибо восходит ко временам значительно более старым - Веку каменному (естественно поглощая все более позднее - пиктов, венетов-финов(феанов), финникийцев, etc.). И тут уже уместно вспомнить про альпинидов Древнего мира (кстати, связанных самым тесным образом с культурой Винча, о коей говорит А.Грин). Но "альпинидами" их назвали современные ученые - и очень вероятно их имена и топонимы будут разниться с германскими. А может и не очень - ведь "Альпы", "Альбулла" (древн. Тибр), "Эльба", да тот же "Алфей" исходят оттуда. С именами личными несколько сложней - хотя, раньше местность обычно получала имена своих мистических патронов - genii loci. И раннесредневековая аланика, судя по всему, лишь дала лишь новый виток "эльфизма" названий. Ведь правильно же говорят мудрецы и философы, что "нет ничего нового на свете", "все повторяется" и "все уже было".
Ну а теперь пройдемся непосредственно по тексту и рассмотрим ряд цитат. И "эссе" затянется, ибо "Эльфы в именах" - работа большая и важная.
> "Все английские имена, в состав которых входит «эльф», происходят из древнескандинавского корня".
Это да - англо-саксонский и скандинавские языки являются германскими. Но самой цитате несколько противоречит концовка:
> "Некоторые имена, созвучные с «альв-альф-эльф», на самом деле не имеют никакого отношения к эльфам"
Далее идет перечисление, где сразу же указано "Эльвар", связанное с "рекой"...
И что ж тут не так? Почему, например, в слав. "русалка" связана с "рекой" (вернее, ейным "руслом") [М.Фасмер, Этимологич. сл. рус. яз. В 4 т. Пер. О.Н.Трубачева. 2 изд. М. 1987. Т.3. с.520], а в герм. такого быть не может? (хотя и известен пример известной рейнской русалочки, воспетой чуть ли не всеми романтиками, причем не только немецкими, чье имя исходит от "Lurche"/"амфибия"). Да и "Альфонс" содержит своеобразный "трюк" - действительно исходя от нем. "adal-"/"athal-" - "благородный", он сопряжен с ж.р. "Adelruna". И т.к. в N2 "Палантира" [с.66] говорилось об этом (но не вошло в N10 "Альфирина"), то пользуясь предоставленной возможностью
поцитирую себя любимого:
"...В совр. нем. Alruna, Alraune (в стар.-норв. - Olrun, в стар.-в.-нем. - Ailrun) - женское личное имя, происходящее от прот.-герм. Aliruna, где ali- - "странный" (возможно "порожденный" или "породивший") и -runa - "тайна", "руна" (в cтар.-норв. - именно "руна пива"/"beer rune"). В нем. имя Alruna применяется совместно с его длинной формой - Adelruna, другим именем, где первый элемент athal- означает "благородный".
Должно быть, имя Alruna, находясь в связи с герм. словом "runa"/"тайна", перешло на обладающий магическими свойствами корень мандрагоры. Возможно и обратное. В нем. языке "Alraune" - название растения мандрагоры (Mandrake root или Mandragora officinarum), из которого ведьмы колдовским путем выводили себе помощников - альраунов, тождественных гомункулам алхимиков и овеществленным элементалам (природным духам) оккультистов. Во Франции эти растения считались эльфийскими и назывались "main-de-gloire" или "magloire"/"рука славы"" (тут нет ссылок, т.к. в ту пору мы их не приводили, а начали это делать по просьбе читателей с N4; но при написании тут изложенного, вернее части касающейся непосредственно имен, я пользовался немецким именником - эдакой увесистой и поджелтоватой книжкой; и наверняка все это есть в Сети).
Да и названные иудейские и греческие имена ложатся сюда очень и очень. И не случайно, и не по созвучию, а вполне логично, ибо "(И)Ел(ь)" в семитских - "дух/бог/ангел/etc." (со всем спектром - "белый", "светящийся" и т.д, и т.п.). А такое "созвучие" (как и в ряде некоторых иных слов-терминов) восходит к Праязыку и Примордиальной Традиции. И хотя сугубо лингвистически сие есть дали дальние, но в Средние века, с распространением христианства в Европе, такое наложение очень могло случиться (видимо и случилось).
> "Но выживали всегда самые стойкие, самые значимые, те, которые несли в себе некий глубокий историзм, неразрывно связанный с культурой народа. Именно такие имена пережили утрату общепонятного смысла и не исчезли из ономастикона".
Безусловно. Кое-что трансформиловалось, но кое-что, безусловно, осталось, возможно практически в чистом виде.
> "имена-обереги скандинавов не имеют отношения к эльфам и содержат в качестве непременной, чаще - единственной, составляющей название животного".
??? Вот имена-от-животного, видимо, как раз и происходят от мистических сущностей: предков-тотемов/genii loci/etc. (что, как уже говорилось, является непременными пунктами Традиции фейри). Ведь фейри ой как любят разгуливать в обликах животных (о чем - см. выше; этот животно-фейрёвый фольклор есть в любой книжке про фейри).
В качестве примера - имя все того же Меровея, исходящего, по всей вероятности, от его мистического отца, коим был не кто иной как "...зверь Нептун, похожий на квинотавра" [Фредегар, Хроника. III. 9] (от фр. "мer", нем. "мeer" – "море"; или же от ст.-англ. "mære", англ. "mare"/"nightmare", фр. "cauchemarдр", др.-сев. "mara", др.-герм. "mahr", нем. "nachtmerrie", шведск. "mara", исл. "mara", фарерск. "mara", датск. "mare", норв. "mare"/"mara", слав. "мара"/"морок"/"смерть", от и.-е. "*marōn" - "кошмар"/"морок"/"смерть" = в нем. "аlb"/"аlp" - "кошмар" (- откуда "аlptraum"/"elf dream", "alpdruck", "аlpdrücke"/"elf pressure" - или инкуб/суккуб, т.е. эльф, коих, кстати, у нас и в Польше, как и чудь на Севере, величают "страхами"). И это Вы, многоуважаемая Тесси, сами же подтверждаете:
> "Ну, и конечно, имелось огромное количество [эльфийских - А.Ч.] имён, в которых присутствовали боги и божества".
И тут трудно сказать, что появилось раньше - "боги" иль "звери" (по логике звери - раньше). Ведь сами имена "богов" - суть эпитеты, сокрывающие вещи глубокие и табуированные... Кроме того, каждое "божество" непременно имело вахану (свого зверя), являвшегося по сути не чем-то отдельным, но лишь аспеком самого "бога", одним из его лиц-обликов-свойств-etc. И комбинированные имена - бог-зверь - являются тому хорошим подтверждением.
> "Hulda - Хульд, Хульда (“тайна”, “покрывало” или “эльфийская дева”). В последнем примере значение «эльфийская дева» - лишь одно из возможных, но не чётко выраженное".
И все-таки Фрау Хульда - это именно "эльфийская дева" (этом еще только будет в одном из последующих "Палантиров" - в продолжении работы, посвященной Гамельнскому крысолову). Она же - водительница Дикой охоты и пожирательница детей, или собирательница некрещеных дущ. А также - Хель.
Вот несколько примеров:
"Богиня Hulda, предводительствуя неистовым воском, несеться на белом коне, попона и збруя котрого увешаны серебряными звонками и бубенчиками, издающими чудесне звуки" [А.Н.Афанасьев, Указ. соч. Т.I. с.152; Также см.: Brothers Grimm, Children's and Household Tales. Frau Holle (Mother Holle). Тransl. by M.Hunt. 1884. N24] (описывается точь-в-точь как Королева эльфов при встрече с Томасом; "неистовое войско" - Дикая охота).
Кроме того, Хульда - это Диана, или Diana Holda, обладающая соответственными эпитетами: "kinderbrunnen", "storchjungbrunnen" [J.W.Wolf, Beitrage zur Deutschen Mythologie. 2. Abth. Göttingen-Leipzig. 1852. s.162-176]. Речь идет о той самой Диане, чей народ в Ирландии называют "Tuatha De Dannan" [Dictionary of the Irish Language. Comp. ed. by Royal Irish Academy. Dublin. 1990. p.612; J.MacKillop, Dictionary of Celtic Mythology. Oxford-N.-Y. 1998. p.366], а в Индии - "данавы" [The Tuatha De Danann. / Wikipedia; D.Kinsley, Hindu Goddesses: Visions of the Divine Faminine in the Hindu Religious Tradition. 1987. Delhi. p.16; E.W.Hopkins, Epic mythology. Strassburg. 1915. р.187].
Она "...исходит из общ.-европейск. архетипа фей (fee) или сирен (sirene) - смертельно опасных созданий-соблазнителей (сопоставимых с Безжалостной красавицей (La Belle Dame sans Merci) и никсами (Nixe)), это - дочь короля эльфов (фр. Roi des Elfes, сев. Ellerkongens datter). Подобные истории присутствуют во многих сканд. сагах, где эльфини (femelle elfe, ellerkone) обязательно ловят людей, дабы удовлетворять различные свои желания, а также зависть и жажду мести" [Цит. по: L'Erlkönig. / Wikipedia (fr); См. также: J.Keats, La Belle Dame sans Merci (The Beautiful Lady Without Pity). 1819; Пер. и коммент. С.Сухарева. В кн.: Дж.Китс, Стихотворения. Ламия, Изабелла, Канун святой Агнесы и др. стихи. Л. 1986. с.189-190; L.Byrne, Schubert's Goethe Settings. Bodmin. 2003. p.222-228] (к этому вопросу еще вернемся ниже).
> "У эльфа и ветра не спрашивай совета: оба скажут в ответ - что да, то и нет", (с) J.R.R.Tolkien, - хоббитская пословица. В этой удивительной фразе непостижимым образом сочетаются эльфы Толкина, которых знали хоббиты (эльфы без крыльев, не мелкого размера) и влияние «фэйерично-спрайтовой» английской традиции, которую Толкин отрицал, и с которой боролся, но превозмочь, похоже, не смог. Конечно, в советах мелких шаловливых духов - фейри, спрайтов, писки, ошибочно именуемых эльфами - вряд ли есть некая мудрость или ценность. А вот в советах эльфов первоначального облика, таковая мудрость определенно была".
Конечно была. Но коварная, сугубо пифоническая - чем изобилует Традиция фейри, и что прекрасно отражено в приведенной "хоббитской пословице" (но ведь обращались и обращаються же за советами к разным прорицателям и оракулам...).
А вот превозмочь Традицию невозможно по определению. Да и так уж боролся ли? (думается, сие обозначение малоприменимо к творчеству Толкина - с Традицией пытаются бороться лишь мало просвещенные отечественные ролевики). Ведь есть же у него и гномы (те же свартальфы Эдды), и хоббиты (явные аналоги жителей Скара-Брей, коих, естественно, именуют "фейри" [См.: Daily life in Skara Brae. / Orkneyjar. The Heritage of the Orkney Islands.
www.orkneyjar.com]; да и толкиновские Shire и Bree уж очень созвучны этому "Skara Brae") - т.е. у него присутствуют-таки все традиционные типы эльфов (сугубо антропоморфные, малыши цверги и малыши паки-домовые). Кроме того, не будем забывать о т.н. преображающихся эльфах, действующих сразу в 2-ух мирах (в рус. пер. Всеславур, не помню как там он - в оригинале), а также о "забаве" с рекой (Элронда, вкупе с Гэндальфом) - все это сродни элементалам и все тем же локальным гениям. А первособак Хуан вкупе с трансформирующейся, кажется в летучую мышь, Лютиэн тоже лежат сугубо в поле Традиции фейри. Не говоря уже про мистических орлов (выше уж говорилось об эльфах, полюбляющих фигурять в звероморфном облике). Так что, и летучие существа мелькают в наследии Профессора...
Ну а почему же "писки, ошибочно именуемых эльфами"-то? Если б о том услышал какой-нибудь британец, то очень бы удивился. Ведь англо-саксонский эльф - это валлийский пак (пикси, пука, буга, фука, и т.д., и т.п.) [К.Бриггс. Прил. I; Она же, The Anatomy of Puck: An Examination of Fairy Beliefs among Shakespeare's Contemporaries and Successors. L. 1959] (ну примерно как аглицкий "Mr." соответствует нашенскому "господину") - нет и бать не может никаких противоречий (см. у любого западного эльфоведа).
Да и сами "хоббиты" - это ведь "holbytla"/"hole builder" - "строители нор" (и не особо-то выдуманный, но исходящий из стар.-англ "hol-bytlan"); и не просто так созвучные с "хобами"... (коих полно - hob, hobby, hobgoblin, Hobberdy Dick, Hobberdy, Hobbaty, hobbidy, Hobley, hobbledehoy, hobble, hobi, hobyn, hobby horse, Hobin (= Robin), Hobby (= Robert), hobyah, Hob Lantern, и др.). Кроме того, слово "хоббит" обозначает не человека, а фейрёвого персонажа [См.: J.R.R.Tolkien Encyclopedia: Scholarship and Critical Assessment. Ed. by M.D.C.Drout. Routledge. 2006. p.121. - должна быть в Сети], фигурирующего в "The Denham Tracts" - потрясной коллекции английского фольклора, издаваемой по 50, а то и по 40-30 шт. между 1846 и 1859 гг. собирателем фольковых и лингвистических древностей Майклом Денхэмом в Йоркшире и переизданной Folklore Society в 90-х гг. XIX ст. [The Denham Tracts: A Collection of Folklore by M.A.Denham. Ed. by J.Hardy. L. 1892] (схожее слово есть у Шекспира - "Hobbididence", использованное как раз в фейрёвом контексте [King Lear. IV.1.60]).
И этот пример наглядно показывает, что все не совсем так, как о том говорит в письмах Профессор... (и это знает любой мистик - об одном можно говорить прямо, о другом - лишь косвенно, о третем - не без доли здоровой дезы, а о четвертом вообще лучше помалкивать...
).
> "finnr (колдун). И такое сочетание ясно указывает, что эльф - эльфом, а финн - финном".
А чем Вам, многоуважаемая Тесси, не нравится эльф-финн? Ведь коль с эльфами-асами и эльфами-зверями никаких проблем нет, то и тут, по идее, быть не должно. Кроме того, это вообще может быть своеобразным повтором-усилением, если "финн" = "эльф" (верно ж все сказано об отцовстве Вёлунда, а также - про Fin Bheara и Финвару).
> "имени, и в качестве компонента в именах. Имя Finnr и его производные изначально никоим образом не указывали на этническое происхождение носителя, (вспомните: Вёлунд - тоже сын финна). Так что слово finnr означало просто «колдун, волшебник», как видно из ряда примеров. Впоследствии это название перешло на саамов - народ, проживающий на территории Лапландии, который стал считаться чуть ли не сплошь состоящим их колдунов. Ещё позднее Fin перешло в название страны, включаясь в имена уже как этнотопоним – «имеющий в своём происхождении родственника (чаще отца), пришедшего из страны финнов». Álffinnur - от древнесканд. имени Alffinnr: alfr (альв, эльф) + finnr (колдун). И такое сочетание ясно указывает, что эльф - эльфом, а финн - финном. В имени может быть отражено как пожелание носителю колдовских способностей эльфов, так и этническое или территориальное происхождение. Хотя, последний вариант наименее вероятен, поскольку лапландское население Суоми никогда не называло свою страну финской, себя - финнами, а когда древние скандинавы поименовали их таким образом - неизвестно. Но в любом случае «финн» и «эльф» - не тождественные понятия, как видно из этого имени".
Почему же имя не указывает на этническое происхождение носителя? Очень даже указывает (в прямом и переносном смысле). Примеров обретения названий племен (а следовательно и связанных с ними топонимов) от имен личных хоть одбавляй - Древа, Полева и Скрева, Вятко, Радко, Лях, Чех, Рус. И так везде, в любой сакральной генеалогии (взять того же Ашкеназа, Миля Испейна, еtс.), в том числе и Библейской [Быт. 9.18-10.31]. И обратный процесс вполне логичен. Например, даже сегодня все эмигранты из бывшего Союза на Западе именуются "русскими" (даже азиаты, квказцы, евреи - все; бывает; в своей среде обычно циркулирует иное "имя" - локальное: "московский", "киевский", "кемеровский", "тифлисский", "ростовский", etc.; бывает, добавляются разные звериные штуки - "кобан", "волчара", "бычара"; ну и - разные эпитеты - "лысый", "косой", "амбал", "фашист", etc.; так что, например, некий Вася(ня) может быть обозначен несколькими простыми "именами" и массой комбинаций оных; кстати, раньше большинство имен было двухсоставным - приятнее рассмотреть славянские: Святослав, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Владимир, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, etc.; это - интереснейшая и забавная тема
). Так что, нет особых поводов сомневаться в таком же положении дел и в более ранние эпохи.
Ну и конечно же, имена давались в честь мистических патронов, их вахан-атрибутов, etc. (мнимих или реальних - тут неважно; и Вы, многоуважаемая Тесси, сами же утверждаете это, причем абсолютно наглядно и, стало быть, верно).
А при чем здесь саамы? Вы ж верно говорите, что они ни себя, ни свой край так никогда не называли, а именовались токма саамами (фин. Suomalaiset, эст. Soomlased, латв. Somi, стар.-руск. сумь/емь [ПВЛ]).
Ну в Скандинавии - еще туда-сюда, но в Британии-то ни финно-угров вообще, ни саамов в частности (!!!), не наблюдалось. Но и тут фигупипуют некие фины (фении, феаны), причем родственные детям Дану или сидам [См.: кельты. Ирландские сказания. Пер., сост., предисл. Л.Володарская. М. 2000. с.180 и дал.; Кельтская мифология. Энциклопелия. Пер. С.Головой, А.Голова. М. 2005. с.180 и дал.]. Зато и в Британии, и с другой стороны Ла-Манша был другой этнос - венеты (все те же ваны Эдд, и фины Тацита; оставившие по себе уйму топонимии), жившие некогда непрерывным поясом от Британи (Арморики; и Британии) до Прибалтики (а когда-то и юга Скандинавии включительно; позже, с приходом кельтов, а потом - германцев, этот пояс был раздроблен, потом здорово потеснен и вообще исчез). И саамы с прибалтами, а также немчура звали и зовут их до сих пор - вено, венды, etc., распространяя соответствующие названия на родичей сего племени (фин. "Venаlаinen" - "русский", "Veneman"/"Venаjа" - "Русь"; эст. "Venelane" - "русский", "Venemaa"/"Vene" - "Русь"; карельск. "Veneа" - "Русь"; в.-нем. "Wenden" - "славяне", и мн. др. схожие слова). Эти венеты, кстати, - те саме товарищи, коих все средневековые авторы уже с VI в. (Фредегар, Ион Боббийский, Алкуин, Иордан, Адам Бременский, и дал.) единогласно именуют славянами [См.: Л.Нидерле, Славянские древности. М. 2010. с.38-39; П.Тулаев, Венеты: предки славян. М. 2000. с.6-32; М.Б.Щукин, Рождение славян. СПб. 2001. / Stratum plus. 1997. с.110-147; Он же, Янтарный путь и венеды. / Проблемы археологии. История и культура древних и средневековых обществ. Сб. научн. ст., посвящ. 100-л. со дня рождения М.И.Артамонова. СПб. 1998. с.198-208; И др.] (хотя их отличия от кельтов видны уже у Цезаря; а от германцев - у Тацита, колеблющегося в их определении между германцами и сарматами; у Плиния - это сарматы).
И аналоги "финнов" и "вен(ед)ов" есть веское подтверждение. Ибо этноним "финны" (греч. Φίννοι), впервые появившийся в у Птолемея [География. III.5.20], был локализованы в старинных землях балтийских венедов - "около реки Вистулы (Вислы), ниже венедов", т.е. в самой гуще племен, кох все авторы Средних векав единогласно поименуют славянами (ну а насчет перехода "в"/"ф" в нем., думаю, много говорить ненадо).
Ну а с "Финляндией" вышла такая же штука, что и с "Литвой" [См.: В.Ростов, Была ли Жемойтия Литвой? - есть в Сети; + В.Б.Антонович, Очерки истории Великого княжества Литовского. К. 1878. с.25; М.К.Любавский, Очерк истории Литовско-Русского государства. М. 1915. с.14; Советская историческая энциклопедия. Т.3. с.246; Гiстория Беларускай ССР. Мн. 1972. Т.1. с.125-126; История Литовской ССР. Вильнюс. 1978. с.34; М.I.Ермаловiч, Беларуская дзяржава - Велiкае княства Литоўскае. Мн. 2000; Е.Е.Ширяев, Беларусь: Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах. Мн. 1991; В.Чамярыцкі, А.Жлутка, Першая згадка пра Белую Русь - XIII ст. / Адраджэнне. Гістарычны альманах. Вып. 1. Мн. 1995. c.143-152; А.Белы, Чорная Русь. В кн.: Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 2 т. Мн. 2006. Т.2; И мн.др.] (коя на самом деле - БелаРусь, а совр. Литва и Латвия именуется по тому государству, к коему некогда принадлежала их территория [См.: Перечисл. соч.]; их первый князь Миндовг - прусс [Chronica Poloniae Maioris. 132], создавший Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское [Статут ВКЛ. 1529. I.1], с официальным письменным языком - т.н. старобелорусским о кириллице - на нем (называемым также западнорусским или русинским) и печатал первые среди восточных славян книги (пер. Библии) просветитель Ф.Л.Скорина, этим же языком написан свод правовых документов - Статут ВКЛ, упомянутый выше; а первое упоминание о Литве как раз относятся к району между Полабьем и Пруссией [См.: Кведлинбургские анналы. 1009]); этих модификаций в том регионе с приходом германосов (= толкиновским оркам) хоть отбавляй: остатки славян ободритов, бодричей или борусов, превратились в пруссов, варяги, летописные врязи [Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т.1. М. 1962. с.20], сделались фризами [См.: Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii. 44; Ср. с: Чудеса св. Дмитрия. II.1], etc. (кстати, именно во Фрисланде имела место Битва при Финнсбурге [Ср.: Finnesburg Fragment; Beowulf. 1068-1159] - в крепости повелителя фризов Финна.
Кстати, этому делу посвящено сследование Пофессора "Финн и Хенгест" [J.R.R.Tolkien: Finn and Hengest: The Fragment and the Episode. Ed. by A.J.Bliss. L.-N.-Y. 1983]. Правда, по его мнению, Финнсбургскаая эпопея явилась внутренней усобицей между ютами, изгнанными из Дании и нашедшими приют у фризов - в битве якобы столкнулись "старые" юты, служившие Финну, и "новые", только что прибывшие юты во главе с Хнэфом. Но как бы там, ни было к Финляндии и финнам сей топоним, как и иные названные вещи, отношения не имеет (и сааамы стали колдунами уже очень поздно [См.: Сага об Одде Стреле; и др.], с принятием христианства германцами, видимо, тогда также саамы превратились в финнов...). Кроме того, хотя об изначальной этнической принадлежности фризов уже было сказано, но тут есть еще один немаловажный штрих - не нужно забывать, что "...Ruzzi forsderen luidi fresiti", или же "...русы, войско которых - фризы" [Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii. 44] (и в этом нет ничего удивительного, ибо от Фрисланда очень недалеко находится Лужица, бывшая в те времена гораздо обширнее, чем сегодня, чьи жители именовали себя аналогично - "русы или расы" [Мавроубин, Историография початия имене, славы и расширения народа славянского. СПб. 1772]; "Расцианы - народы сербские и славянские" [Ж.Б.Ладвок, Словарь географический. СПб. 1791. Ч.4. с.205]; кстати, в современной Германии тема местного славянства, взять тех же лужицких сербов, очень нелюбима; славяне западнее Эльбы - табу, а за то, что я здесь говорю - вообще "расстрел"
).
И вся эта "Венетия" располагалась не только вдоль Балтики, но и сплошным массивом спускалась не только до современной Лужицы, а вообще до Балкан (у тамошних сербов тоже есть Рашка о древнем городе Расе) и Адриатики, где с глубокой античности известны венеты адриатические - родня этрусков и ретов (обладавшие монополией на торговлю балтийским янтарем даже в Римское время) [См.: Янтарный путь. / Wikipedia; П.Тулаев, Указ. соч.; Янтарь. В кн.: В.Д.Гладкий, Древний мир. Энциклопедич. сл. в 2 т. M. 1998; А.Г.Кузьмин, Из предыстории народов Европы. / Золотой лев.
www.zlev.ru; Ю.Н.Беспалова, Теплый дар холодного моря. / N8(37). 2011.
www.nauka-tehnika.com.ua; Энциклопедиче. сл. Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. В 86 т. СПб. 1890-1907 (1890). Т.1. c.280-281; Б.И.Сребродольский, Янтарь. М. 1984. Гл."Торговые пути янтаря"; Немного истории янтарного промысла в Прибалтике. / Каталог Минералов.
www.catalogmineralov.ru; E.Jovaisa, The Balts and the amber. In: Publishing Office of Vilnius Academy of Fine Arts. 2001. s.149-156; См.: Cassiodorus, Variae. VI.5.2.2-3; Tacitus, Germania. 45]. Этруски и венеты имели в Античном мире славу учених и колдунов...
Кроме того, все в то же Античное время где-то на территории совр. Беларуси-Украины жили невры или нуры (Νευροί) [Геродот, История. IV.17, 51, 100, 102, 119, 125], аргументированно отождествляемые со славянами [Г.В.Вернадский, Древняя Русь. М. 1999. Гл. II; Ю.В.Готье, Очерки по истории материальной культуры восточной Европы. М. 1925. с.28; П.М.Золин, Неревский конец Великого Новгорода. /
www.novgorod.ru; P.J.Schafarik, Slavische Alterthuemer. Leipzig. 1843-1844. Vol.I. s.116 f; L.Niederle, Rukovet' Slovanske Archeologie. Prague. 1931. s.266; E.H.Minns, Scythians and Greeks. Cambridge. 1913. p.102], являвшиеся колдунами и оборотнями... [Геродот. IV.105].
Ну а про отца, пришедшего из страны финнов - дык то ж Вяйнямейнен...
"...Вяйно, / <...> певец <...> вечный..." [I.107-108], "старый вещий Вяйнямёйнен, / вековечный заклинатель..." [Калевала. III.85-86] (в финск. с XIX ст. имена с суффиксом "-nen" стали восприниматься как родовые, т.е. как фамилии; ну а "Вяйно" шибко напоминает "Вятко", упоминаемого выше), что родился от мистической воздушной девы Ильматар [I.107- 136] (оч логичное имя - ведь из "air" состоят эльфы по Р.Кирку, В.Эвансу-Венсу и др.) путем, аналогичным уже упомянутому тут Мервею.
> "Однако, несмотря на наличие большого количества имён, посвящённых, например, Тору, компонент Óðinn почти не использовался как часть человеческого имени: есть только одно позднее упоминание женщины по имени Одиндис (Óðinndís) в 10 столетии на шведском руническом камне из Вестманланда и сравнительно редкое датское имя Одинкаур (Óðinnkaur), которое означает либо «Локон Одина», либо «Отданный Одину» ".
Ну ежели вспомнить о том, что оный Один - еще и Воден, то количество имен возрастет...
> "haltija, пришедшее через готское haltijar, так же существующее в форме haltijatar. Но это название относится к крылатым фейри-духам-спрайтам и, что характерно, в состав имён не входит. Другое дело: Keijo..."
Но в финск. переводах Толкина фигурируют и "haltija", а также "tomte/tonttu" (последний в местной мифологии - полный аналог британских Пака [K.Briggs, The Anatomy of Puck: An Examination of Fairy Beliefs among Shakespeare's Contemporaries and Successors. L. 1959], Lean Sithe [W.B.Yeats, Irish Fairy and Folk Tales (Modern Library). N.-Y. 1967. p.86] и семитской Лиллит [на эту тему у нас была большая статья в N3 "Палантира"].
И почему пришедшее через готское, а не на оборот? Ведь германские языки были очень бедными и неразвитыми. А т.к. вектор заимствований направлен от более развитого к менее (например, из изначально германского французский стал практически вульгарной латынью; и такое "... влияние испытал уже готский язык" [А.Г.Кузьмин. Из предыстории народов Европы. / Золотой Лев – есть в Сети]), то оное очень могло и случиться-получиться. Ведь из финск., а не из готск. проникло в норв. словцо "tomtegubben"/"старичок с обжитого места" или его аналог "tunkall"/"дворовый мужичок"...
> "К сожалению, кроме самих вышеуказанных предметов, сведений о конкретных особенностях копий, мечей, шлемов, кольчуг и щитов эльфов не сохранилось. Но имена свидетельствуют о том, что некие предания когда-то существовали, а такое оружие или защита являлись в народном сознании чем-то весьма ценным, равным оружию богов".
Тут тоже все может быть и так, и эдак. Ведь под защитой как раз и может пониматься таковая от оружия эльфов - это хорошо известно в мифологии фейри (фольклор переполнен этими вещами и известно много защитных заклятий от вредоносного воздействия эльфов - в частности см. посл. кн. Л.Кораблева). Но проникновение в имя собственное этого дела должно иметь некую очень вескую причину - например, родство с такой сущностью...
И кстати, "Копьё Эльфов" и "эльфийская битва" тут очень показательны. И здесь следует вспомнить отчужденные у эльфов высшими божествами топор-бумеранг и непромахивающееся копье (о чем - ниже), кои, тем не менее, оставались по своей сути эльфийскими, могли приносить основательнейший вред человекам или же пользу имеющим с этими вещами родство (хотя бы в виде имени).
> "Подобное «тяжёлое вооружение» также размежевывает маленьких крылатых духов всех видов и изначальное представление об эльфах. «Крохотный фей» в кольчуге и с копьём - существо само по себе комичное. Но еще невероятнее смотрелось бы оружие такого «героя», как предмет человеческих вожделений".
Ну да?
Чего-то не выглядит таким парнишка из иллюстрации "He was surrounded by giant toads" A.Rackham'a к книжке J.Stephens, Irish Fairy Tales. L. 1920 [См. на:
www.rackham.artpassions.net]. И такие малыши способны воевать не только друг с другом [Р.Кирк]. Каждый мистик и оккультист знает с какими (!) опасностями сопряжена работа по выведению гомункулов, воплощению элементалов, пленению фейри, etc., и что бывает в случае неудачи (например, откат или ответный удар можно сопоставить с пулей, от коей можно попытаться увернуться-отгородиться, да и попадает оное по-разному, часто вскользь; а вот ярость ускользнувшего элементала/природного духа настигает всенепременно - это аналог если не бомбы, то осколочной гранаты...).
Да и размежевывает лишь в сознании материалистов (70 лет воинствующего материализма не прошли даром). А вот Р.Кирк приводит историю трансформации такого вот малютки в здоровенного амбала (некоего МакРиммона, волынщика у МакЛеодов и основательнейшего шутника). И ничего в этом не видит странного, ибо телесность-материальность эльфов соседствует с мистичностью сих существ (у него они - сплошь воздушные/эфирные, или air/ethereal), о чем уже говорилось ранее.
Так что, эти малыши могут казаться комичными лишь нашим современникам-соотечественникам. Вот Кирку комичными они не казались, и он приводит несколько очень печальных историй... И вообще, тут следует вспомнить Староанглийскую литературу [Wið færstice], повествующую о "могущественных женщинах" (ðmihtigan wif), вызывающих нечто негативное, именуемое "færstice", результатом чего является внезапная боль (то, с чем борется целитель, причем, видимо, не всегда успешно). Причем, это связано напрямую с обсуждаемой темой - там упомянуты "очарование" (charm) и "эльфы" (elves). Причина приписывается маленькому "визжащему" (shrieking) копью, брошенному со сверхъестественной (mægen) силой. А ведь именно такие эльфийские копья (именно копья! луки и стрелы - плод традицтоналистской некомпетентности авторов современного фэнтези) описывает Р.Кирк. Сугубо в эльфийском контексте должны восприниматься и "færstice", известные по уже обсуждавшейся трактовке Утрехтской Псалтири, звучащие в синодальном пер. как "воспаления" (? = færstice). Также, известны и дикие летучие "женщины победы" (sigewif) [For a Swarm of Bees], связанные с лесом и сравниваемые с "роем пчел" (Swarm of Bees), коих молили о благополучии, (= элементалы/хтоники/genii loci/предки).
Да и в Исландии, как Вы, многоуважаемая Тесси, совершенно верно заметили, являющейся самой консервативной в вопросах сохранения Традиции, имеются такие вот эльфы-малыши [См.: Huldufolk: Iceland's Hidden Elves. / Huff Post World. 13.04.09.
www.huffingtonpost.com; Hidden People of the World Unite. / Iceland Express.
www.blog.icelandexpress.com; J.Lapidos, How to find the hidden folk of Iceland. / 10.03.09. Slate.
www.slate.com; И мн.др.] (тут для них строят домики, причем, скорее не в туристических местах, как о том говорит Кораблев, а в таких, о существовании коих турьё и не догадывается) [См.: Icelandic Huldufolk Culture Significant Indicator Of Elf Origins. / Elf Invasion. G.Esry's Look into the World of Elves. 23.11.10.
www.elfinvasion.com], и звероформные товарищи [См.: Worth Knowing for Iceland Travellers. / Take a Trip to Iceland.
www.iceland-trip.com]. И это - все сущая правда, один мой товарищ (немец, женатый ранее на исландке) прожил там более 7 лет и все это подтверждает, а также говорит, что отличий от континентальной Европы в вопросах т.н. "Нижней мифологии" никаких нет (что вполне логично - Традиция...).
> "...Молот [Мьелльнир - А.Ч.], изначально каменное оружие, в «Младшей Эдде» оказывается выкован карликами-цвергами. <...> Копьё Одина - Гунгнир (датск., норв., швед., Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин) <...>, меч Тюра кое в чём повторяет судьбу копья Одина - он был выкован всё теми же братьями Ивальди (цвергами) и фактически является его (копья) поздним аналогом в сказаниях."
Почему Мьолнир изначально каменное оружие? Это ж - Молния (слова даже похожи) [Об этом хорошо - в известном 3-томнике Афанасьева].
И почему Тюр стал поздним аналогом? Ведь Тюр весьма архаичный персонаж, явно отодвинутый на задний план ко времени писания Эдд. Притом это - одна из немногих фигур, восходящих к Эпохе протогерманского единства (Tiwaz, Zîo). "Древнейшее божество германского Олимпа" [См.: Ф.Браун, Северная мифология. / Wikiznanie]...
И тут опять нужно вспомнить о том, что о "оружие" - суть все те же атрибуты-качества-лица "божества"...
Кроме того, это вступает в противоречие со сказанным ниже:
> "Таким образом, «Копьё Эльфа (Альва)» не имеет никакого отношению к свартальвам".
+
> "Однако, в легендах отсутствуют какие-либо намёки на то, что эльфы были причастны к «оборонным заказам».
??? Ведь и Вы сами, многоуважаемая Тесси, уже многое назвали из этой "оперы", плюс еще есть и история альва Вёлунда (и Вы ее тоже далее упоминаете), ковавшего не только кольца, но ножи и мечи пленившему его королю Швеции. Ну а почему ни Один, ни Тор не обращались к нему с "заказом на изготовление оружия"? Вероятно, его история сильно предшествует воцарению асов (и они обращаются уже к более молодым цвергам - современникам положения дел). Нижняя мифология везде более древняя и оттого столь запутанная. Названные же асы стали такими важными оч поздно, и в готовом виде - лишь в Скандинавии (см. выше).
А сама эльфийская мифология, возможно, восходит еще к автохтонам сих мест - помните Гюльви, встретившего асов? (имеющего, кстати, очень интересное имя). И тут есть интересный момент - в одной из версий саги о Хервер, конунг Гюльви свою дочь Хейд (др.-исл. Heiðr), деву-воительницу, выдал замуж за Сирглами (Svafrlami), конунга Гардарики (судя по всему, это название ранньше распространялось и на Венелское государство [См.: Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii]; дева-воительница = валькирии; в этом слусае еонунг Гардарики = Вёлунду [Ср. с: Völundarkviða]; да и имя конунга жуть как напоминает "свартальв"). Кроме того, у Хейд и Сирглами был сын по имени Свафрлами, который заставил гномов Двалина и Дурина выковать волшебный меч Тюрфинг... [Hervarar saga ok Heiðreks (R)] (последний сюжет одинаков во всех 3-х начальных списках саги).
Да и опосля Одина тут почему-то правят не его потомки (коих он поразослал по германскому миру), а ваны, практически отждествлямые со "светлыми" эльфами... (а такое же тождество - фианов с сидами в Британии - уже упоминалось выше; кстати, в кельтской мифологии Дети Дану сами создают оружие, сами же им и владеют..., как и их аналоги-родичи фоморы...; причем, оба эти "народа" впоследствии уравниваются, став просто "сидами", и, возножно, являясь ими изначально...).
> "Однако, несмотря на то, что в более поздних сказаниях (в Эддах) оружие богам куют «свартальвы» отождествленные с цвергами, или просто цверги, в именах-пожеланиях силы и доблести нет ни оружия свартальвов, ни оружия цвергов".
И усиливающий все это дело повтор
:
> "Не менее характерно то, что имена с компонентом «альв, альфар» не сочетаются ни с молотами, ни с топорами, ни с мечами - типичным оружием как самих древних скандинавов, так и их богов, (как и цвергов или «свартальвов»).
И еще, только от обратного:
> "оружия богов Вёлундом или эльфами Эльфхейма".
Дык на то они - и "низшие божества", возможно (вернее, очень даже вероятно), некогда здорово подвинутые этими самыми (новыми, а посему верховными) "божествами". Но т.к. совсем уж задвинуть не срослось, то случилось раздвоение - как у тех же детей Дану и фоморов (кельтск.), уже обсуждавшихся (греч.) тельхинов и кабиров (или корибантов, имеющих, кстати, и миниатюрную ипостась - дактилей, мальчиков-с-пальчик; это расщепление очень хорошо разобрано мифологами - см. энциклопедии).
Посему "оружие эльфов, наряду с оружием Тора, (Одина, Тюра, которые в сущности тут дублируют друг-друга) присутствует как в большом количестве, так и в различных вариантах" в именах, а сами эльфы отодвинулись от отчужденного оружия в более абстрактную, но не менее важную сторону - "совета", "удачи" и т.п. Думается, что так.
Само же разделение вполне логично - имеет место быть во всех мифологиях и хорошо изучено (см. энциклопедии).
Кроме того, тут опять нужно вспомнить имена этих самых цвергов - Альв, Альвис, Альтиов, Гандальв, Виндальв, ну и конечно же, Альберих (т.е. "князь эльфов" или же "король...") в коего превратил из Андвари традиционалист Вагнер, отталкиваясь от немецкого фольклора (о чем уже было сказано в обсуждении N10). Т.е. это - однозначно эльфы!
Ну а если принять тождество Льесальфахейма и Свартальвхейма (1-ый - классические Нижние небеса, а 2-ой - пограничне с Хельхеймом, что четко укладывается в концепцию Фейрилэнда - См.: Аlfheimr. / Wikipedia (en), там все не забыто и насчет Небес, и сопоставляется с истрией Томаса Рифмача), то все становится на свои места (хотя, учитывая христианские времена во время составления Эдд, все касаемое светлых товарищей [Gylfaginning.17] вообще может выходить за пределы "оперы" и касаться Высших Небес, тогда "праведники и светлые альвы" - суть Небесные ангелы да Праведники, коим и уготовано пережить Конец времен; и кстати, именно здесь содержится та ключевая фраза, разделяющая подземных "цвергов" и небесных "эльфов", - больше нигде ничего такого, кажется, нет).
Возвращаясь к объединению Льесальфахейма и Свартальвхейма, нужно вспомнить об уже упоминавшейся ранее глубокой и темной Пещере, ведущей на сияющие всеми красками Небеса... (естественно, Небеса нижние).
Кроме того, не нужно забывать, что все эти схемы с кругами-осями-мирами рисовали достаточно поздно, притом адаптировали все это дело к каббале... (см. историю вопроса на Западе поименно-поавторно...). Например, у Кораблева в "Рунах Льювлингов (Эльфов)", приводимых в дополнении к статье "Истинные Эльфы Европы" помимо рун присутствуют и Енохические письмена (видимо, как соответствия) - 2-ой (средний) лист, 4-ая строка снизу (с учетом подзаголовка - 3-я строка). Кроие того, скандинавские волшебные "руны"-знаки (из наследия специалистов XVI-XIX вв.) очень смахивают на каббалиститечкие "подписи" демонов, а также - на азиатские тамги (о последней схожести говорил и показывал на примерах Демин; а знакомые компетентные в вопросе товарищи сии азиатские тамги наглядно сопоставляли опять же с каббалистическими штуками, якобы занесенными в Азию через Иран иудеями).
И опять:
> подгорные жители (дверги, цверги, свартальвы) никогда не именовались кратко «эльфы».
Откуда же тогда сугубо эльфийские имена (!!!) сих "цвергов"? (оные только что были перечислены). Так что, "эльфами" они все же именовались (в иных их именах тоже нет ничего "черного" или чего-то такого, все - сугубо эльфийское...).
Ну а наличие соответствующих имен (с "альв") говорит о многом..., где уместна Ваша, многоуважаемая Тесси, цитата: "...В сложившейся культуре редко возникают новые имена внутри самой культуры. Особый консерватизм в деле имянаречения у скандинавов не допустил в список имён <...> как бы не изменялись мифы и сказания". Поэтому-то и "не допускал" цвергов, что ...допускал их ранний эквивалент - "эльфов" (кои потом расслоились на сварт- и несварт-).
А "немытые дети Евы" - Эльфы вообще, Сокрытый народ (и к оным отношения не имеют сварт-/несварт-, тут иной критерий - потустроннесть; на чем справедливо и акцентируется К.Бриггс, говоря о сути данного придания).
Что же касается Эддичесской географии, то все эти схемы - поздние и искусственные, ибо были нарисованы преимущественно в XVI-XVII вв. товарищами, адаптировавшими северную мифологию к каббале (о чем уже говорилось).
> "в ранней мифологии сами цверги, дверги, сверги присутствуют (равно как и в общей лексике: «горное эхо» - двергамал (свергамал) - голос цверга). Но в именах, история которых более древняя и протяжённая, чем история легенд и мифов, нет не только оружия цвергов, но и их самих, а также - деления «альвов-альфар» на неких светлых (верхних) и тёмных (нижних). Свартальвы и цверги, по сравнению с древними традициями - более поздний фольклор, как и измельчавший в британской мифологии народ пиктов, объединенный с пикси".
Вот поэтому-то и нет, что имело место быть указанное выше разделение. Но это не значит, что нет соответствующих сущностей (они ж были тут раньше нас). А само разделение... Это как разделить всех людей на веселых и грустных или плохих и хороших ...Вот так и эльфы могут быть одновременно и сварт-, и льос-.
Вообще же к мистическим сущностям очень мудро подходят британцы, называя их коротко и ясно - "Они" (Them). Ведь все эти "фейри", "эльфы", "паки", "гоблины" - названия, исходящие из эпитетов-прилагательнх, характеризовавших/характеризующих их свойства и атрибуты. Истинные же вещи непроизносимы, табуированы. Вот посему и зовутся они "светлыми", "сияющими", "добрыми (друзьями)", "малым[и] (народцем)" и т.д, и т.п.
А о пиктах-пикси уж было сказано выше.
> "скандинавы не чурались слова «чёрный» как такового. Далеко не во всех культурах этот цвет несет негативное значение". "Для Скандинавии цветом дурных намерений, готовности к убийству, цветом смерти был синий".
Неужто они были нелюди? Ибо все люди мыслят одинаково (см. выше об архетипах) [См.: C.G.Jung, The associations of normal subjects. In: Collected Works of C.G.Jung. 1902. Princeton. Vol.2. p.3-99; Он же, Человек и его символы. М. 1997; The Book Of Symbols: Reflections On Archetypal Images (The Archive for Research in Archetypal Symbolism). Köln-L. 2010; Д.Колесов, Инициативное и шаблонное поведение. / Развитие личности. N1. 2004. с.62-70; А.О.Якунина, основы эзотерической философии. (Аудиокнига). Кн.4. Бес.6]. Ну да, имеет символика цвета некие "гуляния", порой даже в пределах одной культуры (бывает порой очень запутанной, как например у "цветных" народов, у коих негативен белый цвет (наверно, все знают о белых/рыжих демонах Африки и Китая), но вместе с тем, на более глубоком уровне (что вполне логично) негативен и черный, притом он-то и есть истинно негативный [См. внимательно: Дж.Фрезер, Фольклор в Ветхом завете. Пер. Д.Вольпин. М. 1990. Гл.3. "Каинова печать"].
Да и синий ведь отстоит недалеко от черного - откуда происходит ихний параллелизм (практически полный; причем, негатива исполнены даже оттенки, произрастая от голубого до фиолетового):
"...Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, т.е. цвету смерти и зла. Кроме того, синий - антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего. В Китае это цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии - цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки). В мусульманской Индии - цвет печали, траура" [Цит. по: Символика цвета. / Цвет - это что? Курс колористики для художников-дизайнеров.www.mironovacolor.org] (есть, конечно же, нюансы, но оные тоже кажутся вторичными).
Но, тем не менее, "цвета же синий и черный <...> приходят из темных глубин преисподней" [Н.Фламель, Алхимия. Пер. Г.А.Бутузова. Под ред. Е.А.Торчинова. СПб. 2010. с.49].
Как любит выражаться один очень серьезный местный сансэй: "Синь - это грань из граней, погибель-смертушка" [Из нового городского фольклора.
].
И тут следует вспомнить кельтский культ мертвецов с выкашиванием лиц и черепов в синий цвет, а также - синие плащи сидов (воинства мертвых, Дикой охоты). То же, видимо, отразилось и у скандинавов в пресловутом синем (фиолетовом) плаще Одина, водителя Дикой охоты и некроманта [См.: С.Hole, Haunted England: A Survey of English Ghost Lore. Whitefish. 1941. p.5; См. выдержки из: К.Herbert, Looking for the Lost Gods of England. Frithgarth, England: Anglo-Saxon Books. 1994. /
www.phoenixandturtle.net], беседующего с черепом Мимира [Прорицание вёльвы. 46], вопрошающий о судьбах вёльву, спящую мертвенным сном в глубинах Нифльхеля [Прорицание вёльвы; Сны Бальдра/Песнь о Вегтаме]. Тут же уместно вспомнить и "сине-белую" Хель [Хель. / Wikipedia; Ср.: Видение Гюльви. 34] - королеву [Bartholomeus saga postola] призраков [The Old English Gospel of Nicodemus], восходящую через "Holl(d)a" к уже упоминаемой выше "фрау Холле" (нем. Frau Holda, Hulda, Holle, Holde, Hulle и Holl; во Франконии, Тюрингии и Н.Саксонии - Frau Bercht, Frau Percht и Striga Holda; швед. Huldra, völva Huld, Hölle; исл. Hloðyn; др.-англ. Hella; кельт. Hludana и Hluðena - от протогерм. Halja и санскр. Kali) [См.: Corpus Inscriptionum Latinarum. XIII. 7944, 8611, 8661, 8723, 8830; D.J.Nover, Nordisch-germanische Götter- und Heldensagen für Schule und Volk. Unter Mitwirkung von Dr. Wilhelm Wägner herausgegeben. Leipzig-Berlin. 1886. s.174-181]. Ну а у нас к аналогам сих товарищей применим термин "синец" (= бес, ин-/суккуб) [А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. с.144; Словарь Академии Российской. В 6 т. СПб. 1789-1794. Т.V. с.452]. Такой вот ассоциативный ряд, совсем не противоречащий "черному".
И наконец:
> "Копья для скандинавов были весьма актуальны (вопреки расхожему мнению о том, что, в частности, викинги предпочитали меч или боевой топор). Топор стоял вторым по популярности после копья в вооружении викингов".
А вот это очень интересный момент. И тут я буду просить у Вас, многоуважаемая Тесси, ссылочку(и), т.к. всегда полагал, что такое разделение было характерно для рыцарей Высокого Средневековья с их правилами-кодексами-регламентами (абсолютными на турнирах и несколько относительными на войне).
Конечно же, копье появилось раньше тесака... Кроме того, человек на лошади о копье - это основательнейшая штука (не зря же гремела слава о сармато-аланских катафрактариях). Но вот для викингской иерархии сие крайне интересно, особливо в контексте позднего возвышения Одина (см. выше). (???)
Да и на корабле, думается, копье имеет ценность лишь до абордажных событий (ну, мэй би, в самом начале оных). То же и в пешом сттрою (у вашего покорного слуги была насыщенная юность, и со всей ответственностью могу сказать, что длинные штуковины хороши только в момент столкновения стенок, далее, как и в конфликте ограниченного круга лиц, имеют практическое значение лишь цацки, длина коих позволяет наносить быстрые-точные-эффективные удары и уколы). Так что, механизм актуальности копья у скандинавов зело непонятен. (???)
Вот! Такой получился длиннющий разбор. Но это - ни коим образом не попутка что-либо справить-раскритиковать. И оное ни коим образом не умаляет достоинств статьи Тесси, кою, несмотря на все здесь сказанное, я нахожу не только интересной и нужной, но логичной и последовательной. А все изложенные мной вещи являются не замечаниями, но лишь разъяснениями нашей точки зрения на сам объект исследования и подходы к нему...
PS. Ну и теперь осталось высказаться по положениям А.Грина, что будет сделано в самом скором времени...