Сразу коммент, пока не забыл, так сказать:
Риссэ Ломелэль Ангатинвэ в "
Следах нолдор..." заблуждается в следующих моментах: Вёлунд все же летает [Völundarkviða. 29]; не исключено, что летали и пресловутые Дети Дану [Cath Maige Tuired], о чем недвусмысленно "намекают" исследователи [Кельтская мифология (Энциклопедия). Пер. С.Головой, А.Голова. М. 2005. с.75] (ведь отечественный читатель знаком с историей лишь по одному переводу, притом лишь одного из вариантов текста), да и уже в Раннем Средневековье Tuatha Dé Danann без сомнений именовались genii loci, или дословно - "dei terreni" [Codex Ardmachanus (MS 52)] (что еще больше сужает их спектр) [Ср.: W.Y.Evans-Wentz, The Fairy-Faith in Celtic Countries. L.-N.-Y. 1911. р.23-84; C.G.Leland, Aradia, or the Gospel of the Witches. L. 1899. p.86-88, 121-124]. И они являются такими же полиморфными, как и их родственники (!!!) фоморы. Ну а что до "светлых" и "темных" альвов из Эдд, дык то ж - антонимы! (верно ж было сказано). Что, естественно, исключает синонимичность. Хотя и не убирает оную - автор привел достаточно этих самых "синонимов" (хотя их, конечно же, многим и многим больше). И самыми надежными вещами здесь являются имена - Альв, Альвис, Альтиов, Гандальв, Виндальв. Взять того же Андвари - не зря ведь его традиционалист Вагнер, отталкиваясь от немецкого фольклора, назвал Альберихом (т.е. "князем эльфов" или же "королем..."). И в этом плане гораздо интереснее мифы континентальной Германии (особенно Южной, ибо они сохранили архаический субстрат в изобилии и в относительно чистом виде; правда они не столь известны-раскручены как Эдды - ну то уже конъюнктура XIX-XX вв., работающая и по сей день, а также неинформированность современников соотечественников). Ну а названные творения известного скальда - поздние. В Эддах архаику основательно потеснил историзм, мифологическая инверсия (!!!) и, конечно же, "авторский" произвол. А само разделение на "светлых"-"темных" тут - один в один напоминает таковое из греческих преданий. Так Сравнительная мифология знает "потемнение" таких-сяких колдунов-распроклятых полурыб-полулюдей тельхинов, сопровождающееся "посветлением" их потомков - гелиад (а также кровных родичей - кабиров-корибантов и их маленькую ипостась - дактилей; первых Р.Кирк отождествляет с эльфами, у коих знает и маленькую ипостась, а также их мистическую нематериальную сущность).
)))
Теперь несколько слов о "
Причуды мифологии" Aurin Thelassiel.
Почему финикийцы-то? Пуны ж не плавали по безлюдным местам... Да и историческая наука говорит о том, что мегалиты на Островах стояли уж за 1-2 тыс. до финикийских экспедиций. (кстати, насчет письма Отец истории [V.58] явно погорячился, упустив из виду Линейное(-арное) письмо В, а также Слоговое кипрское письмо [Там же. Прим. пер. Г.А.Стратановского], плюс сведения античных авторов о заимствовании культуры и письменности у пеласгов-лелегов-этруссков-тирренов-венетов, кои, кстати, тоже были родственны финикийцам). Но оставим исторические перипетии, и поговорим об эльфах. И тут встает вопрос - почему только жеребчик-то? Ведь те же мыши - тоже не только "землерожденные", но и весьма относящиеся к проявлению фейри. А коты? А псы? А коровы? И др.? Все они теснейшим образом связаны с Традицией фейри и фейрёвыми же проявлениями! [См.: Р.Кирк, Тайный Союз...; К.М.Бриггс, Эльфы в традиции и литературе; Ее же, Nine Lives: The Folklore of Cats. 1980; Л.Кораблев, Книга историй об эльфах; Он же, Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом народе; Молот ведьм известных доминиканцев; и др. труды Отцов Церкви и инквизиторов].
И потом - почему "кентавр" тождественен всаднику? Лошадь-то известна многим народам очень давно, а сей образ стал перекликаться со всадником только в работах современных материалистов. Да и этимо-лингвистически - не "играет". Скорее уж "повелитель быка" ("от и.-е. "кон-" произошли и наш "князь", и нем. "könig", и англ "king" (+"knight"), и гал. "kenn" и мн. др.). Да и мифически восходит к шумерскому человеко-быку - Шеду (кстати, таковыми были и галла, или ал(л)у - аналоги Лилит; аннунаки вообще, Иннанна-Иштар, Энлиль и др. в частности - прототипы Стражей из корпуса Енохической литературы). Знали сие "чудище" и в Европе - от такого "красавца" и произошел на свет Божий пресловутый Меровий. Знали такое диво и в Византии [См.: В.И.Карпец, "Священная загадка" или Священная тайна]. В отечественных сказаниях он известен как китоврас, что царствует "в граде Лукорье", днем - над людьми, ночью - над зверьми. Ну а его связь с известной историей про Соломона [См.: Суды Соломона, О том, как был взят Китоврас Соломоном] уравнивает оного с уже названными Стражами (Асмодеем) и джиннами (восточными аналогами фейри). Вот, примерно так! Хотя, на деле все несколько сложнее и интересней.
))