Helcanaro писал(а):Thelassiel писал(а):Об импринтинге вообще можно почитать хотя бы приблизительно в Вики:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EF% ... 5%ED%E8%E5 Надеюсь, что соотнесение импринтинга с конкретной субкультурой и её производными не вызовет проблем у читателей поста
. К тому же самому явлению импринтинга относятся и многие само-отождествления с персонажами Толкина. (Проблемы соотнесения с личностями Сильма и Властелина Колец – отдельная тема, лежащая вне рамок
осуждения (ни в коем случае!) само-отождествления и требующая индивидуального разбора и подхода).
Вот как раз с соотнесением импринтинга с субкультурами у меня некоторые проблемы. Насколько я понимаю, импринтинг возможен только в самом раннем возрасте, в котором едва ли поблизости оказывается что-нибудь эльфийское. Во всяком случае, у меня ничего подобного не припоминается. Тем более, Толкина мы начинаем читать намного позже. Может, речь идёт не совсем об импринтинге, как он определён в Википедии?
В Википедии импринтинг определён правильно, но статья в Вики является именно определением типа «треугольник – это геометрическая фигура, имеющая три стороны и три вершины» - не более того. То есть, в рамках примера, – безосновная вещь без объяснения «что такое геометрия», «зачем нужен треугольник», «в основании чего он находится» и т.д. Поэтому начинать надо не столько с определения (в данном случае – расшифровки названия), а с объяснения феномена возникновения/востребованности импринтинга и механизмов импринтинга у хомо сапиенсов, отличия от импринтинга у животных тоже стоит упомянуть. В Вики животные примеры поставлены наряду с человеческими, оттого и возникает недопонимание механизма данного психологического процесса, хотя одной строкой всё-таки указывается: «Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте)». Подросток – никак не новорожденный. Причём, в статье даётся обобщение для людей и животных, но протяжённость по времени и формы импринтинга у человека и животного – разные. За счёт обобщающей каши «подростковый импринтинг» ускользает от внимания читающего.
Импринтинг более позднего возраста при изменении соц.положения – мать/дитя вообще показан на примере козы. Хотя, совершенно очевидно, что коза-мать – взрослая особь. В понятие импринтинга входит ещё и эффект первого впечатления, который, если пройдёшь по ссылке, показан совершенно коряво и рассматривает только возникновение некоего мнения о визави с первого взгляда. А импринтинговая фаза: запечатление образа, допустим, некоего индуса, его поведенческих особенностей с последующим переносом запечатлённого на всю нацию, с последующими дополнениями на основе опыта общения с «десятком разных индусов» – не рассматривается вовсе, хотя в основе лежит всё тот же импринтинг, но уже импринтинг развития.
Обрати внимание на то, как в статье описывается импринтинг у человека:
«Тим Лири построил теорию работы мозга, основываясь на явлении импринтинга, использовав популярную для второй половины XX века метафору мозг-компьютер. Мозг, по Лири, базируется в своей работе на метапрограмму выживания, которая почти полностью управляет процессами сознания. С помощью импринтинга мозга и научения сознание человека настраивается на оптимальное выживание в физическом мире. При этом возможен выход за пределы базовой метапрограммы. Лири выделил семь импринтов. Четыре из них являются базовыми и относятся к борьбе за выживание. Три к дальнейшему развитию человека, связывающемуся с мистическим постижением действительности, расширением сознания. К базовым импринтам относятся:
1. Оральный. Поиск тёплого, уютного, безопасного места (как мама в младенчестве)
2. Территориально-эмоциональный. Освоение территории, характер освоения: трус, храбрец (период, когда человек учится ходить).
3. Вербальный. Определяет коммуникабельность (период научения говорить).
4. Социо-половой. С этим импринтом связаны пристрастия, сексуальная, семейная и общественная роль и, следовательно, общественная мораль. Этот импринт привязывает человека к ведению хозяйства, продолжению и воспитанию потомства».
И это – всё. То есть, то, что коррелирует с животным миром, то что подтвердили опыты над животными описано подробно, и к этому добавлена вербальная и социо-половая часть. А вот упомянутых трёх импринтов, свойственных именно сапиенсам и относящихся к дальнейшему развитию – в статье и в помине нет. 4-й импринт в принципе не имеет отношению к моментальному формированию условных рефлексов во младенчестве, как у животных. Если бы имело место быть единоразовое краткое восприятие с последующим формированием условного рефлекса, то все трёхлетние детишки мира не поддавались бы дальнейшему воспитанию с целью развития и о формировании моральных представлений к 17-ти годам не было бы и речи. Импринтинг влияет на подсознание – несомненно, но яркие положительные и отрицательные элементы бытия не существуют в количестве «1шт.», накладываются один на другой и участвуют в формировании личности. Сенсетивный же период развития человека длиннее, чем у животных, соответственно количество «якорей» очень велико.
Можешь также обратить внимание на указание: «…и его (импринтинга) последствия чаще всего необратимы». Чаще всего – не означает «никогда».
Тема, на самом деле очень обширная, а статья в Вики слишком маленькая и даёт только общее определение, показывая, что импринтинг свойственен и животному, и человеку. Ну, а при присоединении темы Пробуждения становится прямо-таки грандиозной. Данный феномен наукой никогда не рассматривался))
Не лишним будет упомянуть и кин-отбор (определение группы сородичей), и импрессинг (яркие впечатления, включая самые ранние впечатления), и то, что термины импринтинг и запечатление – далеко не всегда синонимы, а их часто путают... На самом деле, если описывать подробнее и проводить параллель с субкультурой (основы формирования), то получится немаленькая статья, поскольку потребуются примеры и других субкультур для установления чётких различий. Я попробую написать что-нибудь внятное в несколько приёмов-ответов на твой вопрос, но всё-таки поясню для начала базовый принцип.
К 17-18-ти годам у хомо сапиенса (в среднем, у кого-то раньше/позже) по основным импринтам в голове царит полный порядок – они уже есть. Сюда включаются и те импринты, которые возникают в самый ранний период и сходны с импринтингом у животных (приобретение условных рефлексов). Имеется полный набор факторов: и социо-половой вкупе с самоидентификацией, и последствия кин-отбора, и импрессинг, который повлиял на формирование типа мышления, и самосознание в целом. Короче: многогранный процесс уже завершён и кувшин полон.
И вдруг… Пробуждение. (Воспользуюсь пока данным термином, поскольку имеющийся термин «повторный импринтинг» откочевал местами по области в шарлатанскую область и может вызвать ещё большую путаницу). С точки зрения импринтинга данное состояние (Пробуждение) характеризуется отвержением части импринтов. Если начать расписывать чего и сколько подвергается пересмотру, при отсутствии в том самом раннем возрасте, о котором ты упоминал
Нарьо, «чего-то такого эльфийского» как пригодного для импринтинга, то, надеюсь, ты представляешь себе, какие дыры начинают зиять в психологическом самосознании. (Психологическое самосознание не появляется «на раз» и является результатом в том числе и того самого импринтинга
Постижения действительности и
Развития).
Процесс импринтинга в таком случае (кувшин несколько опустошили) запускается по новой, но в крайне неблагоприятных условиях: с одной стороны имеется то, что мы именуем жизненным опытом в самом широком смысле (никто не опускается на уровень годовалого ребёнка, только-только постигшего понимание «Я»), но с другой стороны, с учётом ликвидации/пересмотра части импринтов, результатов кин-отбора, прежнего опыта самосознания, возникает информационный голод. Другими словами – психологически неестественное состояние. Одно только нарушение согласованности чего стоит. Но объектов в реальности, которые могли бы сойти за образец годный для запечталения - нет, в то время как потребность в таких объектах крайне высока. И в данном контексте именно согласованность в плане тождественности нуждается в немедленном восстановлении. Согласованность в рамках самосознания, это и есть тождественность самому себе в настоящем, будущем и
прошлом. И ни одного кирпича из этой конструкции убирать нельзя.
Имринтинг сам по себе - для взрослой личности – результат прошлого. Кому-то повезло с частью воспоминаний, кому-то нет, кто-то попал в момент информационного голода на Сильмариллион, кто-то на ЧКА, кто-то ещё на что-нибудь, включая фильмы. Вот с этого места нужно рассматривать различные варианты объектов для импринтинга при разных обстоятельствах. И вариантов должно быть хотя бы 5 (самых расхожих), учитывая возраст и принадлежность к разным социальным группам. Потом переходить к периоду полного согласования с прежним опытом – без него не обойтись. Ни у кого же не отшибло часть сформировавшейся личности, а она всё равно именно из-за импринтинга (первоначального) будет влиять. В итоге мы получим крайне разных представителей сообщества, которые, если уж подходить к делу подробно, чуть ли не каждый сам по себе – субкультура. И в основе возникновения такой субкультуры лежит потребность согласованности в рамках самозосознания с одной стороны, а с дугой - крайне скудная информация в окружающем мире, годная для "повторного импринтинга".
Полагаю, что при детальном объяснении механизма с примерами, всё, что не совсем понятно, приобретёт ясность:))) И начать придётся с терминологии, поскольку для нашей конкретной темы придётся вводить уточнения.