В данном
тексте мы предлагаем комментарий к работе Альвдис (А.Л.Барковой) «Толкиенисты.
Архаическая субкультура в современном городе» и попытку соотнесения этой работы
с положениями аналитической психологии.
Прежде всего, стоит отметить, что погружение в фэндом является одним из наиболее
естественных (и удачных) способов установления связи с бессознательным. Это
связано с двумя причинами – во-первых, фэндом представляет сообщество, не
основанное на жестких формальных нормах, и потому со стилем межличностных
отношений, требующим скрывать свои чувства в много меньшей степени, чем требуют
стандартные нормы приличия, во-вторых, фэндом основывается на литературе,
имеющей непосредственные мифологические корни, и ее изучение усиливает связь
с бессознательным, обеспечивая интеграцию образов бессознательного в структуру
сознания. Отсутствие же такой связи приводит к неконтролируемым прорывам бессознательного,
а в результате – к психологическим срывам (примерами которых, наверно, являются
исключительно жестокие нравы, царящие в закрытых организациях, основанных
на жесткой норме, например, закрытых учебных заведениях и тюрьмах – именно
жесткая регламентированность вызывает наибольшее стремление к скрытию своих
качеств в Тени, и эти качества потом вырываются в виде патологий поведения).
Основным способом погружения в фэндом является идентификация (или, как говорится
у Альвдис, установление эмоционального сопричастия) – отождествление себя
с каким-либо героем литературы фэнтэзи (или просто с представителем какого-либо
из фэнтэзийных народов). В результате такой идентификации образуется естественная
возможность для
совершенствования
тех сторон личности, которые не получают развития (а то и просто невостребованы)
в «обычном» обществе, подчас требующем полностью подчинить себя архетипу Персоны.
Отметим, что в силу такого совершенствования (развития воображения, дающего
возможность «проигрывать» необычные ситуации) идет также и проработка Тени.
Идентификация имеет, прежде всего, эмоциональный характер и определяется созвучностью
образа душе того, кто избирает роль (не будем забывать, что «обычное» общество
– логично в силу того, что оно регулируется, прежде всего, формальными нормами,
и именно логичность мироустройства ведет к вытеснению эмоций в тень, что приводит
к их последующему бесконтрольному прорыву, например, в форме беспричинной
агрессии). Естественным следствием такой идентификации является образование
фэндома - сообщества «идентифицировавшихся» личностей, которое, как правило,
уже не регулируется формально-логическими отношениями (поэтому попытки насадить
формальную иерархию в фэндоме всегда встречают сопротивление его участников;
собственно, неприязнью к логичности обусловлена
и упомянутая у Альвдис неприязнь к «счетности»), и
это приводит к эмоциональной открытости
друг другу
и, соответственно, постепенной проработке Тени. Процесс идентификации осуществляется
через принятие соответствующих символов – прежде всего имени. Имя определяет
«этническую принадлежность» и соответствующие манеры поведения и черты внешности,
например, символическая одежда и внешняя атрибутика (упомянутые Альвдис браслеты
– символы принадлежности к сообществу, кроме того, замкнутый круг браслета
как бы напоминает о целостности, единстве натуры). Есть также тонкости, обусловленные
тем, происходит идентификация с известным фэнтэзийным героем или «просто»
с представителем какого-нибудь народа – очевидно, что в первом случае «требования»
к создаваемому образу, а значит, и к развитию личности, оказываются более
жесткими в силу большей точности при его описании, поэтому в последние годы
этот вариант встречается существенно реже. Следствием идентификации могут
быть благотворные влияния на психику – избавление от комплексов по поводу
внешности и способностей, от страхов и агрессивности... Конечно, это связано
и с определенным риском, например, наблюдающийся у фэнов «уход из мира» часто
оказывается довольно негативным явлением (один из его примеров – иногда наблюдающееся
стремление бросить учебу или профессиональную реализацию), и его можно интерпретировать
как чрезмерное растворение в бессознательном, как стремление избавиться от
сковывающих душу стереотипов поведения (порожденных, например, Персоной).
Стоит отметить, что согласно К.Г. Юнгу архетип Персоны в снах, притчах и обрядах
часто символизируется одеждой, и именно борьба с чрезмерным влиянием Персоны
приводит к встречающейся у части фэндома склонности подобно хиппи носить подчеркнуто
обшарпанную одежду, ходить босиком и т.д. Однако такое поведение в основном
характерно именно для тех, кто пришел в фэндом «от недостатка», а не «от избытка»,
т.е. для тех, кто обратился к фэндому главным образом из-за того, что не смог
«прижиться» в «обычном» мире и, в частности, имеет непроработанную Персону.
|
|
|
|