В данном тексте мы предлагаем комментарий к работе Альвдис (А.Л.Барковой) «Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе» и попытку соотнесения этой работы с положениями аналитической психологии.
Прежде всего, стоит отметить, что погружение в фэндом является одним из наиболее естественных (и удачных) способов установления связи с бессознательным. Это связано с двумя причинами – во-первых, фэндом представляет сообщество, не основанное на жестких формальных нормах, и потому со стилем межличностных отношений, требующим скрывать свои чувства в много меньшей степени, чем требуют стандартные нормы приличия, во-вторых, фэндом основывается на литературе, имеющей непосредственные мифологические корни, и ее изучение усиливает связь с бессознательным, обеспечивая интеграцию образов бессознательного в структуру сознания. Отсутствие же такой связи приводит к неконтролируемым прорывам бессознательного, а в результате – к психологическим срывам (примерами которых, наверно, являются исключительно жестокие нравы, царящие в закрытых организациях, основанных на жесткой норме, например, закрытых учебных заведениях и тюрьмах – именно жесткая регламентированность вызывает наибольшее стремление к скрытию своих качеств в Тени, и эти качества потом вырываются в виде патологий поведения).
Основным способом погружения в фэндом является идентификация (или, как говорится у Альвдис, установление эмоционального сопричастия) – отождествление себя с каким-либо героем литературы фэнтэзи (или просто с представителем какого-либо из фэнтэзийных народов). В результате такой идентификации образуется естественная возможность для

совершенствования тех сторон личности, которые не получают развития (а то и просто невостребованы) в «обычном» обществе, подчас требующем полностью подчинить себя архетипу Персоны. Отметим, что в силу такого совершенствования (развития воображения, дающего возможность «проигрывать» необычные ситуации) идет также и проработка Тени. Идентификация имеет, прежде всего, эмоциональный характер и определяется созвучностью образа душе того, кто избирает роль (не будем забывать, что «обычное» общество – логично в силу того, что оно регулируется, прежде всего, формальными нормами, и именно логичность мироустройства ведет к вытеснению эмоций в тень, что приводит к их последующему бесконтрольному прорыву, например, в форме беспричинной агрессии). Естественным следствием такой идентификации является образование фэндома - сообщества «идентифицировавшихся» личностей, которое, как правило, уже не регулируется формально-логическими отношениями (поэтому попытки насадить формальную иерархию в фэндоме всегда встречают сопротивление его участников; собственно, неприязнью к логичности обусловлена и упомянутая у Альвдис неприязнь к «счетности»), и это приводит к эмоциональной открытости
друг другу и, соответственно, постепенной проработке Тени. Процесс идентификации осуществляется через принятие соответствующих символов – прежде всего имени. Имя определяет «этническую принадлежность» и соответствующие манеры поведения и черты внешности, например, символическая одежда и внешняя атрибутика (упомянутые Альвдис браслеты – символы принадлежности к сообществу, кроме того, замкнутый круг браслета как бы напоминает о целостности, единстве натуры). Есть также тонкости, обусловленные тем, происходит идентификация с известным фэнтэзийным героем или «просто» с представителем какого-нибудь народа – очевидно, что в первом случае «требования» к создаваемому образу, а значит, и к развитию личности, оказываются более жесткими в силу большей точности при его описании, поэтому в последние годы этот вариант встречается существенно реже. Следствием идентификации могут быть благотворные влияния на психику – избавление от комплексов по поводу внешности и способностей, от страхов и агрессивности... Конечно, это связано и с определенным риском, например, наблюдающийся у фэнов «уход из мира» часто оказывается довольно негативным явлением (один из его примеров – иногда наблюдающееся стремление бросить учебу или профессиональную реализацию), и его можно интерпретировать как чрезмерное растворение в бессознательном, как стремление избавиться от сковывающих душу стереотипов поведения (порожденных, например, Персоной). Стоит отметить, что согласно К.Г. Юнгу архетип Персоны в снах, притчах и обрядах часто символизируется одеждой, и именно борьба с чрезмерным влиянием Персоны приводит к встречающейся у части фэндома склонности подобно хиппи носить подчеркнуто обшарпанную одежду, ходить босиком и т.д. Однако такое поведение в основном характерно именно для тех, кто пришел в фэндом «от недостатка», а не «от избытка», т.е. для тех, кто обратился к фэндому главным образом из-за того, что не смог «прижиться» в «обычном» мире и, в частности, имеет непроработанную Персону.
Фендом и архетипы - Соционический взгляд - Альфирин №1
1 2