Еще до того момента, как первый шибко умный финикиец придумал буквы алфавита и записал первую байку на глиняных табличках, люди были убеждены в том, что кроме них на земле живут и чужие, те, кого называют нелюдями. И наверняка они имели достаточно оснований для таких выводов. Если, скажем, взять сказание о Гильгамеше...
Стоп, стоп... уклоняемся от намеченного маршрута. А планчик у нас такой. Я напрягу свои извилины и попытаюсь проследить за проникновением на страницы художественной литературы образа чужих, то бишь нелюдей.
Как становится понятно, после более-менее глубокого ознакомления с монбланами фантастики, чужие делятся на две большие группы: инопланетяне и нелюди (представители других рас, обитающих на Земле). Про инопланетян говорить можно бесконечно, это тема для приличной диссертации, а не статьи в журнал.
Итак, возьмемся за нелюдей. Кто они такие?

1. Гуманоидные расы: эльфы, гномы, орки-гоблины.
2. Бывшие люди (живые мертвецы): вампиры, навки, русалки, призраки.
3. Метаморфы: оборотни (всех мастей).
4. Негуманоиды: драконы, грифоны, мантикоры и прочие фениксы.

Вся литература обозримого прошлого и настоящего посвящена изучению человеческой души и поступков, а потому пробиться чужому-нелюдю в главные герои книги тяжело несказанно. А, следовательно, отведено таковым гетто в сумрачной зоне фэнтези. Ну, в лучшем случае любитель ткнет пальцем в обложку и спросит «Эт чего? Про ельфов?». И не факт, что купит в случае положительного ответа. Пойдет искать модного Коэльо (в лучшем случае), а то ведь и

на «Опаленных зоной» остановит свой пылкий взор.
Однако есть, есть те, кто пишет о «чужих».
О Толкиене сейчас говорить не будем. Это наша альфа и омега. Молча снимаем шляпы и замираем в почтении.
Мир (наш или параллельный), где живут люди, эльфы, гномы, тролли, гоблины, хоббиты, низушки и т.д. и т.п. Это классика жанра, и авторов, пишущих в меру таланта и фантазии о перипетиях героев в таких мирах, не счесть. Имя им Легион. Сама грешна, сама

кропаю романчик в таком же ракурсе.
А. Сапковский, Т. Уильямс, В. Камша, О. Панкеева, С. Вартанов, Э. Раткевич, А. Карелин, В. Ночкин, Серебряков и Уланов, А. Пехов (просто иду взглядом по собственной книжной полке). Хотя справедливости ради надо сказать, что главный герой — все-таки человек, а нелюди выступают в качестве второстепенных персонажей, ну максимум, как друзья главного героя.
Далее всех, на мой взгляд, пошла Наталия Игнатова в своей книге «Чужая война». Главный герой – шефанго, существо, сочетающее в себе два пола и меняющее свой пол по необходимости или под настроение. В друзьях Эльрика/Трэссы светлая эльфийка и гоббер (хоббит). Написано весьма и весьма.
Денис Юрин слямзил мир у Сапковского и теперь пишет романы в аналогичном жестком стиле, разве только рангом пониже и с явной антиэльфийской направленностью. Полку Ника Перумова прибыло.
Отдельной категорией можно считать произведения, эксплуатирующие «Сильмариллион». Брилева, Некрасова, землячка Немирова — это только часть огромной армии толкиенистов, пишущих по мотивам «Сильма».

Теперь о приятном... о вампирах. Существует целый пласт художественной литературы, посвященной кровососам. «Дракула» Брэма Стокера открыл дверцу в мир лунного света, обитых вишневым бархатом гробов, сверкающих клыков и трепетных девичьих шей, подставленных в экстазе под оные клыки. Многообразие сюжетов поражает воображение, толщина фолиантов внушает доверие, а цена облизывается на кошелек. Лично я читала только цикл Лорел Гамильтон об Аните Блейк – охотнице на вампиров. Место действия — Сент-Луис, США.

Чужой и еще чужее - Литературное обозрение - Альфирин №2
1 2