Офорты Гойи. "Сны разума рождают чудовищ" - этой истине, сформулированной в XVIII веке в названии одной из работ серии "Капричос", посвящены комментарии, насчитывающие тысячи страниц. В последующие века она не только не утратила, но и преумножила свою актуальность.
Сегодня эта истина звучит как цитата из текстов сюрреалистов 1920-х - 1940-х годов. Способен ли разум адекватно воспринять реальность цивилизации? Что есть реальность: порождение разума или сон о ней? Не является ли подсознание последним прибежищем истины? На эти и другие вопрос мы и постараемся ответить.

Собрав скромный статистический материал на эльфийских форумах и из личной переписки, я заметила, что страшные сны снятся практически всем нам. Процент кошмарных снов у эльфов в несколько раз выше, чем у людей. Почему страхи приходят в наш сон, что побуждает нас их видеть?
Вряд ли в размере этой статьи можно провести четкие границы отличий между подсознанием эльфов и людей, но свои выводы, каждый из вас сможет сделать сам.
Что считать кошмаром? Это необязательно что-то чрезвычайно страшное и чудовищное. Под кошмаром, здесь мы будем понимать любой негативный сон, более или менее эмоционально нами воспринятый.

Начнем с детских снов.
Есть такое понятие в психологии – ориентировочный эффект, или ориентировочная


активность. Практически сразу после рождения у ребенка проявляется рефлекс, побуждающий его чем-либо интересоваться. Прежде всего, малыш начинает интересоваться звуками, и этот ориентир служит начальным рефлексом, вызывая у него ориентировочную активность. Она есть у любого разумного существа, и побуждает его: пойти, побежать, посмотреть, узнать, увидеть. В результате такой активности появляется жизненный опыт. Он помогает личности развиваться, расти, адаптироваться в социальной среде и узнавать нечто новое.
Ориентировочная активность ребенка нередко подавляется взрослыми. Это могут быть родители, воспитатели, учителя. Они не дают ребенку излишне рисковать, а стало быть, проявлять излишнюю, на их взгляд, активность. Если
подобное давление сказывается на ребенке чрезмерно, и его постоянно останавливают и одергивают, ориентировочная активность у него заметно спадает, и он не накапливает нужного жизненного опыта. При нормальном развитии ребенок на своем жизненном пути неизбежно постигает как хорошее, так и плохое, таким образом, его эмоции чередуются. Если же активность ребенка подавлена, у него начинают формироваться комплексы, и, в результате, он начинает бояться всего. Когда давление на ребенка усиливается еще больше, у него начинают развиваться фобии перед жизненными ситуациями.
Замечено, что ночные кошмары появляются у детей, сознание и активность которых постоянно тормозятся под воздействием внешних факторов. Детские кошмары иррациональны, в них сказывается

Когда сны разума не рождают чудовищ - Окно в непознанное - Альфирин №2
1 2 3