повествующий о рождении Арды и событиях, происходивших в ранние эпохи ее существования, и много других, менее известных текстов. Но они не столь популярны, наверно, потому, что становятся более похожими на реальную историю этого мира со всей его жестокостью, несправедливостями и прочим.
Из этого можно сделать вывод, что фэнтези привлекает читателя возможностью отдохнуть от этого мира. Ассоциируя себя с героями, читатель в своем воображении становится таким же сильным, красивым, мудрым и т.д. Не так много тех, кто читал Сильмариллион, потому что в нем все говорит о прошлом, порой жестоком и нелицеприятном, но все же о знакомом и понятном, своем прошлом.
Но не только это важно для поклонников данного жанра.
Интересный, интригующий сюжет – один из главных «компонентов» фэнтези. Он, конечно же, является атрибутом любой художественной литературы, но именно фэнтези часто делает акцент на нем. Остросюжетность привлекает читателей, захватывает их внимание. И где, как ни в произведении, фактически не ограниченном ничем, кроме фантазии автора, можно легко это сделать? Стечение обстоятельств, случай, могут привести к самым неожиданным последствиям. И от этого произведения фэнтези
иногда становятся на одну ступеньку, а то и выше с хорошими детективами и самыми остросюжетными боевиками.
Осознав, какие безграничные возможности это дает, насколько это еще неиспользованная область литературы, все больше и больше писателей стали заниматься фэнтези. Появились новые имена: Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, Роберт Асприн. В России это Ник Перумов, Мария Семенова, Сергей Лукьяненко и многие другие.
Довольно важным аспектом также является «интеллектуальность» написанного, ведь никому не интересно читать глупую книжку. Анализируя и систематизируя принципы устройства мира, созданного автором, читатель получает интеллектуальное удовольствие. Книга должна давать новую информацию, не становясь заумной, наталкивать на какие-то размышления, приводить к выводам. И многие авторы с этим неплохо справляются. Многим нравится то, что книги ненавязчиво, в развлекательной форме не только дают знания, но и заставляют задуматься о важных вопросах, не заставляя сильно перегружать мозги.
Немаловажна и коммерческая сторона вопроса. Чтобы получить деньги, издательства проводят рекламные акции, «раскручивают» книгу. И многие книги, к сожалению, пишут сейчас именно для коммерции. Великолепная серия про Амбер американского писателя Роджера Желязны направлена и на получение прибыли в том числе. Она создавалась именно для того, чтобы понравиться массовому читателю. Для этого автор сделал ее: оригинальной, интересной, не слишком простой и не слишком сложной. Но он, на мой взгляд, не имел цели научить читателя чему-то, он лишь хотел привлечь внимание, а остальное «прилагалось». Но вышло, несомненно, здорово. В книге основные темы - борьба Хаоса и Амбера (Янтарного королевства, символа Порядка) и интриги между наследниками этих двух корон. Амбер один является истинным миром, а другие, в том числе и наш – его тенями. Все это вкупе с закрученным сюжетом, оригинальным стилем и юмором Желязны заставляет человека на некоторое время забыть о существовании других книг.
То есть еще одной причиной популярности фэнтези является коммерческий интерес авторов и издательств, а значит, и желание понравиться, создать что-то захватывающее.
Но не может не огорчать то, что авторы иногда, создав удачное произведение, начинают его копировать. Похожие друг на друга книги становятся не редкостью. Но они продолжают продаваться, несмотря иногда на скудность новых идей.
Читателю вскоре это должно надоесть, ведь всегда интересует что-то новое, расширяющее мировоззрение, заставляющее по-другому взглянуть на какие-то аспекты жизни.
В этом плане мало кто из современных авторов способен отказаться от стандартной схемы: герой становится сильнее, препятствия становятся сложнее, описание и глобальность мира становятся все менее важны, сюжет имеет лишь одну линию.
Из современных зарубежных писателей я не знаю никого, кто мог бы предложить что-то принципиально новое. Возможно, они и есть, но видимо, издательства пока боятся выпускать в свет «новых джиннов». Ведь неизвестно, принесет книга прибыль или не окупит себя.
В России таких писателей крайне мало.
Сергей Лукьяненко, написавший серию «Дозоров»: Ночной, Дневной и Сумеречный - которая стала бестселлером в России, и вскоре после этого за рубежом, также не избежал штампов. В этих книгах создана картина современной России, в которой существует магия, живут оборотни, вампиры, маги и колдуны. Да, это довольно новая (для России) идея. Но главный герой – Антон Городецкий в последней книге становится великим магом, несмотря на все испытания. Банальный «хэппи энд» - катастрофа предотвращена, темные наказаны, светлые торжествуют, все счастливы.
Ведь, несмотря на кажущийся исключительно развлекательный характер, фэнтези как оболочка может нести в себе очень глубокие и нужные идеи. В этом жанре нужно рождать новые идеи, придумывать необычных персонажей, отходить от стереотипов, не повторять уже написанное. Ведь простор для творчества огромен.
Поэтому я смею надеяться, что будут появятся писатели, способные дать фэнтези что-то большее, чем книги-дубли. Иначе жанр потеряет свою популярность и исчезнет. Ведь любовь читателей пришла к нему именно из-за того, что он дает возможность свободно мечтать, погружаясь в мир невероятных, но захватывающих приключений, постигать что-то новое, неизвестное ранее и казавшееся невозможным.
1 2