"О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими э

Андрей Чернов
Глав. ред. альманаха Палантир
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 17:51, [28 авг 2011]

"О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими..

Сообщение Андрей Чернов » 02:41, [05 июн 2012]

Автор: Ф. Буслаев в редакции А. Чернова
Полное название статьи: "О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими эльфами и валькириями"
Прочитать статью можно здесь.

Здравствуйте, дорогая и милая Тесси!

Спасибо за мэйл и ссылочку - все прочитал, позже непременно отпишусь... ;) Плюс по незаконченному ранее...

Но у меня тройка замечаний по буслаевским "вилам-эльфам-валькириям": А) То - скорее, не редакция (разве что самую малость), а лишь новая орфография. В) В самом низу сказано про ссылки, адаптированные к сетевым - это ссылки Буслаева (из начального текста) были "расшифрованы" и (удобства для) "заменены" на имеющиеся в Сети. С) Ну а мои сумбурные экзерсисы - не ссылки, а, скорее, сноски-разъяснения. ;)

С уважением,
Андрей.
Последний раз редактировалось Андрей Чернов 02:55, [05 июн 2012], всего редактировалось 4 раза.

Андрей Чернов
Глав. ред. альманаха Палантир
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 17:51, [28 авг 2011]

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Андрей Чернов » 02:48, [05 июн 2012]

PS. Сейчас вот еще заглянул в файл с этими самыми разъяснительными сносками и удивился оставшемуся там красному цвету! ;) ...Посему спешу предупредить - это не нечто важное-выделенное, а отмеченное лишь удобства для (чтобы скорее отыскивать те или иные моменты при написании). ;)

Аватара пользователя
Thelassiel
Главный редактор
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 01:06, [02 апр 2011]
Контактная информация:

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Thelassiel » 03:17, [05 июн 2012]

Понятно, я предположила, что текст про ссылки - Ваш. Завтра перезагружу и уберу цвет в файле:) Поменять на "текст адаптирован"?

Андрей Чернов
Глав. ред. альманаха Палантир
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 17:51, [28 авг 2011]

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Андрей Чернов » 11:26, [05 июн 2012]

Тот текст (в прикрепленном файле) - действительно мой. Но я бы его назвал не "ссылками" (из коих черпал инфу непосредственно сам автор, Ф.И.Буслаев; они разбросаны в тексте и заключены в квадратные скобки), а "сносками" (или еще каким-либо синонимом, подчеркивающим их сравнительно-разъяснительно-дополняющую функцию).
Что касается "текст адаптирован". Спасибо большое Вам, дорогая и милая Тесси, но здесь, кажется, не стоит ничего менять. Ибо оно непринципиально. ;)

Аватара пользователя
Thelassiel
Главный редактор
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 01:06, [02 апр 2011]
Контактная информация:

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Thelassiel » 01:44, [06 июн 2012]

Андрей, я заменила файл и текст на странице. Посмотрите, так устроит?

Андрей Чернов
Глав. ред. альманаха Палантир
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 17:51, [28 авг 2011]

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Андрей Чернов » 22:40, [07 июн 2012]

Все замечательно. Большое спасибо!

Аватара пользователя
Thelassiel
Главный редактор
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 01:06, [02 апр 2011]
Контактная информация:

Re: Альфирин выпуск №13

Сообщение Thelassiel » 23:42, [07 июн 2012]

Не за что. В дальнейшем буду уточнять все нюансы заранее:)

Аватара пользователя
Морна
Читатель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 21:59, [16 мар 2017]
Откуда: Украина

Re: "О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими э

Сообщение Морна » 22:25, [17 мар 2017]

Статья довольно старая, как я понимаю, но позвольте мне внести некоторые замечания, потому что "не выдержала душа поэта". И так, подмечу, что сербской культурой я не интересовалась, о вилах прочла первый раз из данной статьи, поэтому их разбирать не буду. Пройдусь по русалкам, полуденницам и непосредственно эльфам. <> такими знаками буду обозначать цитату из статьи. Оговорюсь, что я не являюсь специалистом в области изучения данных культур, а просто мимокрокодилом, подметившим несостыковки, которые сразу режут глаз. На истину в последней инстанции не претендую, также могу ошибаться, как и любой двуногий разумный представитель.

<Надо полагать, что верования в русалок, вил, полудниц, а также эльфов и валькирий относится к эпохе поклонения стихиям, преимущественно – свету и воде.>
На основании чего был сделан данный вывод? Во всех вышеперечисленных представителей нелюдей верили во времена язычества, какого именно - нужно затрагивать регион обитания нечисти, ведь бывает так, что в двух разных культурах встречается вроде бы одно и то же название некого персонажа, но с весомыми отличиями. Возьмем классический пример: в скандинавском язычестве русалки относятся к духам рек и воды; славянское язычество дает образ утопленниц со всеми известными плюшками в виде утопления других людей. Христианский период дает несколько искаженную картину народных верований, потому что все нехристианское подвергалось попыткам искоренения и демонизации, часто успешным, и образ доброжелательного по отношению к человеку существа превращался в нечто бесовское и ужасное. В общем, вывод из моих слов: верования в русалок, вил, полудниц, а также эльфов и валькирий относятся к дохристианской (языческой) эпохе и христианскому периоду. Утверждение о воде и свете я считаю некорректным, ведь и в славянском, и в скандинавском язычестве было множество разных объектов и стихий , которым поклонялись, не преимущественно этим двум.

<...Главнейшие черты, которыми определяется родство славянских поверий и преданий с немецкими...>
Это немного вырываю из контекста. Скандинавское язычество имело влияние (которое довольно ярко прослеживается) на славянское. Видимо, влияние одной культуры на другую началось во времена Рюриковичей и разных торгово-бытовых контактов. Поэтому в славянской культуре есть вещи, почерпнутые из скандинавской.

<...Как вилы и русалки почитаются душами некрещеных младенцев, так и эльфы...>
Видимо, автор разбирает верования, которые бытовали во времена христианства, а тогда очень и очень многим видам нечисти и нелюдям в разных странах (видимо, с целью пропаганды крещения) приписывалось происхождение от некрещеного человека или ребенка. Несомненно, этот признак в некоторых легендах является общим и для вышеперечисленных персонажей, только он некорректный для того, чтобы вывести на основании него некое родство между данными видами.
Дальше привожу эту цитату полным предложением, потому что смысл от меня упрямо скрывается : <Как вилы и русалки почитаются душами некрещеных младенцев5, так и эльфы [Brüder Grimm, Irische Elfenmärchen6. Leipzig. 1826. s.10-12] – не только души умерших (потому-то они пляшут на кладбище и празднуют смерть человека), но и падшие с неба ангелы, однако не погибшие в аду, а в печали и муке ожидающие решения своей участи – подобно тому, как страдает душа некрещеного младенца, по нашим преданиям, и летает бесприютная, прося крещения.>
Во-первых, тут лучше перестроить и изменить предложение, но это уже работа редактора. Во-вторых, откуда и из каких источников берется информация, что эльфы (которых дальше автор упорно смешивает со скандинавским понятием "альв") являются падшими ангелами? Библию я читала давно, могу ошибаться, но падшие ангелы спокойно себе существовали в аду с их главарем, пытаясь делать гадости живущим людям и сбивать их различными способами с истинного пути. Я не могу представить, как можно провести параллель и смешать христианских и персонажей из языческих (и особенно до периода христианства) легенд. Если уже говорить об ангелах, то главным источником о них является Библия (возможно, что еще Коран, но я точно не помню, есть ли там понятие "ангел", его я не изучала от слова совсем) , на них же следует и ссылаться.

<Сама внешность эльфа согласуется с нашим преданием о младенцах – в настоящем своем виде он является прекрасным дитятей.>
Туата де Даннан протестуют. Альвы, которых в статье дальше упорно пытаются подогнать в понятие эльф, - тоже. Если ссылаться на легенды о подменышах, то они в них далеки от красоты, скорее - наоборот. Но возможно, что лютый синтез культур, понятий и религий породил где-то и такую информацию.

<Эдда различает два рода эльфов: белые эльфы, или эльфы света, и черные, или эльфы тьмы.>
Вот подошли и к Эддам. Есть две : Старшая Эдда и Младшая Эдда, в последней ощущается влияние христианства, первая же в этом вопросе более "чистая", если можно так выражаться. В Эддах нет слова и понятия "эльфы", там есть "альвы". Существуют светлые альвы и тёмные альвы, "белых и черных эльфов" я там не встречала. Темные альвы выглядят скорее как полулюди-полузвери. Они высокие, крепкие, одеты в шкуры зверей, носят топоры из камня. Светлые альвы - создатели, творцы, они кузнецы и ювелиры, покровители мастеров. Альвы не Боги, а скорее родственное им племя, довольно воинственное; Боги - это высшие существа, человеческое сверх я, альвы - это коллективное бессознательное. Информация выше была получена мной из Эдд и от непосредственных носителей скандинавской культуры.
Цитата неполного следующего предложения: <.... Эпитет вилы (белая) указывает на то, что это мифологическое существо относится к первому разряду, как древнейшему. Потому низвержение божества во тьму относится уже к тому времени, когда Христианство оказало влияние на древнейшие народные верования ...>
Это к какому разряду? Непонятно. Автор проводит параллель с вилой, которая белая, и со светлыми альвами? Хочется дополнить, что тёмные альвы были в скандинавской культуре до прихода христианства, т.е. это понятие не было выведено под влиянием последнего. И, что немаловажно, в язычестве понятие света и тьмы (и плюс отношение к ним!) другие, чем в христианстве, это в христианстве тьма - зло.

<...Подобное вышеупомянутому делению в Эдде, мы находим и у нас – так в Лаврентьевской летописи [77] читаем: "ваши боги где живут? Он же отвечает: в безднах; образом черны, крылаты, хвосты имеют, восходят же и под небо послушать ваших богов; ваши ангелы на небе живут, и ежели кто умрет из ваших людей, то возносится на небо; а ежели наш умирает, то относим к нашим богам – в бездну". Это сказание отличается от немецких преданий только тем, что приписывает бесам (и ангелам ?) крылья, тогда как эльфы без крыльев,... >
Я не читала Лаврентьевской летописи, чтобы оценить более компетентно, мне ее нужно прочесть, но уже исходя только из одной цитаты видно, что сравнение деления альвов из Эдды на светлых и темных, и бесов с ангелами, некорректно. Персонажи из слишком разных опер. Плюс, о чем я писала выше, в язычестве "темный" - не обязательно злой и с негативным подтекстом.

<Согласно делению на белых и черных, эльфы разделили для себя день и ночь. Одни являются только днем, и именно в полдень, в образе прекрасных белых дев ; и особенно замечательно для нас явление такой девы в Мейсене, пред городом на Piel-berg [Brüder Grimm, Deutsche Sagen. Berlin. 1816. Bd.1. N11. s.16], т.е. на "белой горе".>
Автор, вы серьезно? Светлые альвы из Старшей и Младшей Эдды так себя проявили? Где об этом информация в Эддах? А ее нет. Значит, речь идет не об альвах, а о ком-то другом (о ком - загадка), но приплетается разделение альвов на тёмных и светлых. Плавильный котёл, в общем.
Неполная цитата следующего предложения: <...Этому преданию соответствуют наши полудницы... >
Чтобы соответствовать, нужны и схожее происхождение, и схожее поведение, и схожий облик, и схожие функции, а не только некоторые схожие черты (нап. женский пол с белым платьем). Это предложение является весомым замечанием для всей статьи.

<Пристрастием к прядению льна лужицкая prezpolnica напоминает валькирий..>
И только этим, если у валькирий есть действительно такое пристрастие. Я плохо помню информацию о валькириях, нужно прошерстить внимательно матчасть (Старшая и Младшая Эдды). Вообще не понимаю смысла вводить в статью полуденниц.

<Если оно (солнце) их (тёмных альвов) застигнет, то они превращаются от его лучей в камень.>
Точно не могу сказать, есть ли об этом в Эдде, нужно проверить, если есть - вопросов не имею, но больше напоминает легенды о норвежских троллях.

И так, это только 2 странички статьи, а их всего 6, и почти к каждому предложению у меня возникает желание применить красный маркер , поправить и сделать сноску. Дальше у меня осталось довольно много замечаний с вопросами, но все расписывать, как сделала это выше, уже нет ни моральных сил, ни времени. В статье очень много всего намешано, довольно сложно проследить, что же хотел сказать автор , притягивая за уши схожесть существ из разных культур (банально по каким-то нескольким похожим чертам). Надеюсь, я не обидела автора, но над статьей нужно хорошо поработать:
1) разобраться со всем тем плавильным котлом, желательно, чтобы помогли специалисты, которые хорошо разбираются в скандинавской , славянской , и всех тех культурах, которые были там задействованы;
2) потом уже стиль написания, чтобы нить не терялась.

А то выходит так, что хватаемся за много культур, толком не погрузившись в изучение ни одной из них. Я надеюсь, что максимально вежливо сформулировала замечания, никаких претензий к личности автора у меня нет.
Я знаю то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. © Сократ

Фанес Фанориэль
Читатель
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 10:57, [04 окт 2016]
Откуда: Вам правда интересно?)))

Re: "О сродстве славянских вил, русалок и полудниц с немецкими э

Сообщение Фанес Фанориэль » 13:10, [18 мар 2017]

Ничего себе!!! Очень интересно. Спасибо!
За сим остаюсь Фанес Фанориэль.


Вернуться в «Альфирин выпуск №13»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя