случаи, когда у некоторых писателей после того, как они описывали убийства, появлялись «следы» этих убийств, например, красная полоса на шее после того, как они описывали, что главный герой был повешен). И, к тому же, настоящее искусство никогда не разрушает человека, а книги типа опусов Сорокина — разрушают.

Поэтому талант связан с существенным риском — это и отклонение от нормы (которое вызывает антипатию носителей «нормы»), и внутренняя противоречивость (с одной стороны — видение перспектив, с другой — реакция на теперешнее состояние людей). И вроде бы лучше всего быть средним, но усреднение может привести только к катастрофе, потому что посредственности не видят далеких ориентиров, а могут только плыть по течению. В результате — в лучшем случае впадание в гомеостаз, в худшем — деградация под ударами внешних трудностей. Поэтому без талантов общество не может, именно у них видение мира — свободное, гармонично гибкое, не зажатое стереотипами и менее подчиненное колебаниям моды. А возможный (как позитивная утопия, хотя и с оговорками) вариант общества, благоприятного для деятельности талантливых людей, описан в «Бегстве Земли» [9] (другое дело, что он должен быть существенно подкорректирован в сторону равноправия науки и искусства).

6. Значение талантов

Зачем обществу нужны таланты? Дело в том, что если талантов не будет, то люди не будут способны видеть будущее, не будут способны принимать нестандартные решения. Это уже говорилось.


Но дело не только в этом. Дело в том, что обычные подходы общества в сильной степени представляют собой конвейер, отработанные технологии. А это не защищает от безумия, от прорыва бессознательного [4]. Для того же, чтобы уравновесить это, необходимо другое, нетехнологическое видение мира, духовная культура, то есть, прежде всего, сильная интуиция. И одаренные люди, то есть люди с сильной интуицией, «несут светоч и избраны самой природой», которые с одной стороны, чувствуют связь с прошлым (а сильная интуиция обращена и в будущее, и в прошлое), т.е. как бы умеют «читать архетипы» (иногда таких людей называют «людьми с развитой антенной»), с другой — не слишком поддаются сиюминутным влияниям настоящего (вспомнить город Суперстар из книги М.Арджилли «10 городов», где все сходили с ума по моде, и только один интуитивный главный герой понял, что все это — полнейшая чушь), с третьей — видят далекую перспективу, глубинную суть вещей. Поэтому таланты (и гении) обеспечивают целостность и динамику культуры — не будь талантов, не было бы и развития, и, в общем-то, не вина талантливых людей, что большая часть «обычных» людей не научилась пользоваться новыми знаниями. Что же касается проблемы того, как нести знания в общество и избегать их использования во зло в результате поспешных и непродуманных действий, то одно из возможных решений (правда, с упоминавшимися оговорками) приведено у того же Ф.Карсака [9], где среди творческого сообщества циркуляция идей была свободной, а возможность их «выпуска в свет» определялась высшими духовными авторитетами (Советом властителей наук) после всестороннего анализа разных аспектов этих идей. И в завершение хочется напомнить, что именно для талантливых людей характерен вечный поиск истины и вечное стремление к познанию и совершенству.

Библиография

1. Э.Маккеффри. Ровена. Дэймия. М., Центрполиграф, 1996.
2. Тинувиэль, Хольгер и другие. Еще об уровнях развития. СПиМО, 5, 27, 2002.
3. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли, Л., Гидрометеоиздат, 1990.
4. К.Г.Юнг. Феномен одаренности (см. в кн. «Сознание и бессознательное», М, АСТ, 1997).
5. Д.С. Данин. Нильс Бор. М. Молодая гвардия, 1970 (Жизнь замечательных людей).
6. Р. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман. М., Наука, 2001.
7. Тинувиэль, Хольгер. О двух подходах к развитию. СПиМО, 5, 33, 2002.
8. Тинувиэль, Хольгер, Эленриэль, Эльвинг. Что такое эльфийское восприятие мира, http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom2/holger.shtml; Хольгер. Комментарий-продолжение к статье «Что такое...», http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom2/holger2.shtml; Тинувиэль, Хольгер. Есть ли эльфы среди нас?, http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/elves.shtml.
9. Ф.Карсак. Бегство Земли. В кн. Безжалостное небо, М., Правда, 1988.
10. Тинувиэль, Хольгер. Горчатина как социальный феномен. http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom2/holger4.shtml.
11. Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М, АСТ, 1998.
12. В.В.Гуленко. Социетальный статус личности. СмиПЛ, 1, 1998.
13. И.Г.Эренбург. Люди. Годы. Жизнь. Огонек, 32, 20, 1987.
14. У. Ле Гуин. Обделенные. М., Поларис, 1997.
15. Х.Ортега-и-Гассет. Восстание масс (любое издание).
16. П.Л.Капица. О творческом «непослушании». Наука и жизнь, 2, 94, 1987.
17. В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко. Юнг в школе. Новосибирск, Наука, 1998.


1 2