Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом возник город Курган.
В одном из первых рассказов П.П.Бажова «Дорогое имечко» – Чудь или «старые люди» – это высокий красивый народ, живущий в горах, в
необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрыв гору».
Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками-«вскрышками», и открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии Чуди на Урале.
Кто такие были представители народа Чудь, доподлинно неизвестно. Возможно, они жили тут еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к ним приходила только от пресыщения жизнью. (Опять же, прослеживается яркая параллель с эльдар Толкиена.)
Большинство современных исследователей до сих пор со скептицизмом относятся к чуди, считая, что это просто общее название финно-угорских народов, проживающих на территории к северо-востоку от земли Новгородской до Уральских гор. Но ведь если взять любую русскую карту до XVI века, то взгляд невольно приковывается к обширным землям на севере с загадочным названием «Чудь белоглазая»…

По материалам mythology.narod.ru/monsters/clud.html
Nightfears.narod.ru/alfan.htmi

одноклассников сами происходили от сихиртя – но почему-то у всех был корни по женской линии (сихиртя были бабушка или прабабушка, но никогда я не встречал упоминания о сихиртя – дедушке). Как закономерность, эти ребята и девчата отличались от остальных низкорослостью и округлостью черт лица, особенно приятной у девчонок – такая, знаете ли, кардиоида, - т.е. лицо имеет форму сердца.»
Итак, надо сказать, что все исследователи сходятся на том, что сихиртя – небольшого роста люди, ранее обитавшие в тундре, а впоследствии ушедшие под землю (в холмы, сопки) с приходом ненцев; они могут вступать в связь с наземными жителями – людьми, в результате чего рождаются дети. Иногда добавляются подробности, например, об их способности становиться невидимыми. С сихиртя и их деятельностью связаны металлические изделия, находимые на поверхности земли (см: Лашук, 1968; Хомич, 1995 и др).
Вообще же, подводя итоги, хочется особо отметить, что свидетельства о Дивьих людях, Чуди белоглазой и Сихиртя – далеко не единственные, касающихся обитания на территории России Сокрытого народа. Находятся все новые и новые подтверждения и находки: так, недавно на юге Руси - в Ростовской области были обнаружены обиталища подземных жителей. Поэтому, исследуя свои корни, очень советую поискать эльфийских предков не в далекой Европе, а гораздо ближе!

Племя Сихиртя – маленькие и искусные

Сихиртя или сииртя – древние обитатели Западной Сибири – тоже, подобно Чуди, скрывались под землей. Разве что внешне являли полную противоположность Чуди: если Чудь была высокой и темнокожей, то сихиртя, напротив – небольшими и светлокожими. Именно им посвящена работа жителя Севера, исследователя Александра Степанова «Эпоха эльфов: конец или начало?» Вот что он пишет:
«Говорят, давным-давно жили в наших северных краях маленькие люди – сихиртя. Жили они, согласно преданиям, под землей, в пещерах, под высокими сопками. До наших дней дошли довольно скудные сведения об этом маленьком народе. Легенды рассказывают, что у сихиртя была развита культура. Внешне они были похожи на русских: белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста. Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днем спали. Жизнь закипала у них ночью. А еще говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой. По преданиям, обычные люди, увидев сихиртя, вскоре умирали.
В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия».
Далее А. Степанов приводит одну из сибирских легенд, когда люди нашли на сопке спящую девушку-сихиртя. Девушка была очень красива: на ней была одежда, украшенная расписными пуговицами, серебряными бляшками. Возле девушки лежала туча – мешочек для шитья. Мешочек был украшен блестящими искрящимися на солнце бусами, бисером. Бронзовые ажурные подвески издавали тонкий мелодичный звон. В это время девушка проснулась, увидала людей, и скрылась, а мешочек остался в руках пришельцев. Люди решили оставить его себе.
Вечером около их чумов стал раздаваться жалобный крик: «Где моя туча?» До утра раздавался этот крик, но люди так и не отдали волшебный мешочек: то ли пожадничали, то ли побоялись. Ну, и добились своего: семья, владевшая мешочком, вскоре вся умерла, а мешочек сохранили родственники. До сих пор хранится он в священной нарте у одного жителя Находкинской тундры. Как оказалось, обладает он волшебными свойствами: стоит повестить его над кроватью, как больной исцеляется. (Легенда, очень похожая на шотландскую историю «Знамя Маклеодов» - от авт.)
Вот что еще удалось узнать о сихиртя от Степанова: «По преданиям, которые я сам слышал, сихиртя продержались среди людей вплоть до начала ХХ века. Некоторые из моих

Чудь под землю ушла. 1913 г. Рерих

1 2