Начало нашего
тысячелетия знаменуется событиями, заставляющим вновь и вновь задаваться вопросом
о кризисе и даже тупике, в котором находится современная западная цивилизация.
Из-за аберрации близости, о которой писал Л.Н.Гумилев, современникам чаще
всего не удается правильно оценить наблюдаемые и переживаемые ими события.
Будь то бурные события недавней истории стран бывшего СССР, 11 сентября в
США или начало массовых волнений мусульманского населения Европы – нам трудно
оценить, что это – «случайная рябь на поверхности» могучей реки исторического
процесса или действительно переломные события мировой истории.
Возможность самопознания весьма сомнительна. Это относится, в том числе, и
к способности цивилизаций к самоанализу. Сравнения и аналогии способны многое
для нас прояснить, но все равно, рассматривая предшествовавшие и существующие
в настоящее время иные культуры и цивилизации, мы остаемся в круге привычных
нам идей, представлений и ценностей. Время от времени появляются личности
и группы, способные осуществить культурный синтез и выдвинуть действительно
новые идеи и подходы. Если в силу особых исторических обстоятельств (как правило,
в кризисных условиях) образуются условия для массового восприятия выдвигаемых
ими новых идей, мы становимся свидетелями исторического прорыва, преодоления
кризиса, начала действительно новой эпохи. Яркие примеры к сказанному – возникновение
христианства и ислама, европейская Реформация, распространение идей Конфуция.
Что же это значит – западная цивилизация зашла в тупик, и так ли это? Для
начала стоит разобраться с определениями.
Есть две группы причин, угрожающих существованию цивилизаций.
Первая – кризис, вызванный воздействием внешних обстоятельств непреодолимой
силы. Это может быть природная катастрофа, погубившая легендарную Атлантиду
(или ее исторический прототип), столкновение с многократно превосходящим внешним
врагом, или же имеющий разрушительные последствия контакт с более развитой
цивилизацией, как это случилось с индейцами Америки. Вряд ли здесь можно говорить
именно о тупике, и это явно не случай кризиса современной западной цивилизации
– наоборот, это она сама систематически разрушала и разрушает другие цивилизации
и культуры.
Вторая группа причин – кризис, порожденный внутренними силами, когда исторически
обусловленные и имеющие большую инерцию тенденции развития вступают в противоречие
с объективными обстоятельствами, и на определенном этапе цивилизация оказывается
перед зримой угрозой гибели. Ситуация
Римская империя времени упадка
Сохраняла видимость твердого порядка
Б.Окуджава
приобретает
характер безысходности, когда любой мыслимый с точки зрения большинства современников
образ действий не позволяет достичь решения проблем. Более того, сами проблемы,
требующие решения, чаще всего формулируются неадекватно, потому что реальность
изменилась, а категории для ее описания используются прежние. В этом случае
можно говорить о том, что цивилизация зашла в тупик.
Относится ли это к западной цивилизации на современном этапе ее развития?
Считается, что западная цивилизация наследует античной и является в значительной
мере ее продолжением. В этом качестве она несет в себе родовые черты античной
(эллинской) цивилизации.
В свою очередь, античная цивилизация имеет в своей основе две традиции – греческую
и римскую. Из греческой традиции проистекает установка на всестороннее развитие
самостоятельной и ответственной личности (разумеется, не абы какой, а только
личности «настоящего» человека – эллина, в силу своего благородного происхождения
неизмеримо превосходящего варваров-унтерменшей, самой природой предназначенных
быть рабами эллинов) – то есть