На написание этой статьи меня сподобили многочисленные споры о том, каким образом осуществлялся механизм власти и управления в эльфийских обществах, описанный в исторических и художественных произведениях. Не претендуя на абсолютный охват темы, хочу задать направление для размышления всем теоретикам и практикам культуры эльфов.
«Вставьте деталь А в отверстие Б…»
Что такое «власть» и как она функционирует в разных ситуациях?
Без ответа на этот вопрос невозможно проанализировать те сведения, которые
могут помочь нам понять структуру и функционирование власти у эльфов. В общем
виде «власть» можно определить как некую социальную структуру, призванную
управлять ресурсами общества и координировать членов общества в разных видах
его деятельности. Властные полномочия может осуществлять количество лиц от
одного (абсолютный монарх) до всех (плебисцит, вече) членов общества.
Причём, в одном и том же обществе в разные моменты деятельности могут работать
самые разные механизмы – всё зависит от традиций в этом обществе и критичности
конкретной ситуации, в которой требуется принимать те или иные решения. И
совершенно независимо от того, какое именно социальное устройство декларируется
в конкретном обществе, железно работает универсальное правило: чем критичнее
ситуация, чем выше риск неправильного решения, чем меньше времени отпущено
на его принятие – тем меньший круг лиц задействован в принятии решения.
Поясню на конкретном примере. Когда деревенский сход решает, где выпасать
коров – у пруда или на опушке леса – в прениях принимает участие вся деревня.
Ситуация некритична, время на раздумье есть, неправильное решение имеет минимальные
последствия – ну, надои упадут процентов на 5-10… Совершенно
иная ситуация, когда командующий принимает решение о направлении и времени
главного удара по врагу. Если он решит посоветоваться со всей армией – и время
упустит, и планы разгласит, и решение неправильное примет. По одной простой
причине, что подавляющее большинство
любой армии не обладает соответствующим уровнем теоретической
подготовки и степенью информированности для принятия единственно верного решения.
В данном случае любая демократия – путь к поражению в войне. Принять то или
иное решение – единоличный долг и обязанность полководца. Именно поэтому в
армиях всех времён и народов существовало и существует жёсткое единоначалие.
Армия – это структура, которая создана для действия в максимально критичных
ситуациях, в условиях жесточайшего лимита времени.
Именно поэтому совершенно неважно, какая именно государственная структура
прописана в конституции того или иного государства. Важно лишь то, какая элита
у власти и принимает решения – умная или глупая, нравственная или безнравственная.
И совершенно неважно, как именно формируется эта элита: древностью рода, толщиной
кошелька или количеством голосов избирателей на выборах. Причём, в контексте
данной статьи термин «элита» употребляется не в смысле «лучшие» или «высшие»,
а в смысле «те, кто у власти, те, кто обязан принимать решения».
Далее, если оставить в покое политэкономию и обратиться к психологии, то можно
выделить три основные направления, по которому происходит выдвижение личности
в лидеры, в элиту.
Лидер может быть харизматическим, авторитарным или легитимным.
Харизматический лидер:
тот, кому остальные подчиняются благодаря силе его обаяния, тот, в