Исследования

 

 

Грин. «Тропа в Огнеморье»

 

1.

Спустя много тысячелетий после великой катастрофы на Земле, когда ныне существующие материки представляются жителям не более чем забытой сказкой, живут рядом расы людей и нелюдей. Мир, где фантастика, миф и научные гипотезы переплетаются, открывается читателю в «Тропе в Огнеморье» Алекса Грина. И в его книге тоже есть персонажи-эльфы.

 

В фэнтези зачастую изображается мир, заведомо фантастический, параллельный, сказочный. В «Тропе в Огнеморье» это мир будущего реальной Земли. Но насколько реалистичны его жители?

 

2.

В романе видна связь как с библейской мифологией, так и с другими мифами.

 

Персонажи обращаются к сверхсуществу, но это не христианский Бог, а Богиня. А.Грин в «Цивилизации эльфов» писал о Пресветлой Богине, но интересен момент, почему этот (или, вероятно, очень похожий культ) возродился после катастрофы Земли, спустя тысячелетия?

Легенда о братьях-близнецах, рассказанная в «Саге о фаэтане», древней книге Огнеморья, напоминает библейский миф о Каине и Авеле, однако с иным поворотом событий. Эльф растет жизнерадостным и талантливым, Альп – угрюмым. Более того, Эльф не стареет. И тогда Альп, одолеваемый завистью и отчаянием, становится


Вторая статья
из серии:

Образы эльфов
в
русскоязычной литературе
— • —
Алке

вампиром. Богиня предлагает Эльфу убить брата, чтобы вампир не привел в этот мир расу чудовищ. Но Эльф не слушает Ее и хоронит вместо Альпа бродягу, умершего от холодов.

«Род человеческий погряз в грехе», и ради спасения людей призываются в мир совершенные эльфы, которые должны увлечь прочие племена на Путь Великого Совершенства. («Тропа в Огнеморье»). Действительно, учение Эльфа несет Свет, «оно и впрямь творило чудеса. И давало ответы на труднейшие из вопросов… В чем причина страданий? В грехе. Но что есть грех? Несовершенство. Встань на Путь Совершенства, и ты избавишься от страданий, ибо избавишься от греха…» («Тропа в Огнеморье»).

И все же несет это учение Свет не всем. «Но кто был более совершенен, нежели Эльф? (…) Добро или Зло совершил он, отпустив брата? Отпустив брата-вампира в далекую Дарханию, чтобы создал он там первое в Огнеморье вампирье гнездо?» («Тропа в Огнеморье».) Эльф говорит, что он совершенен и

грешен как никто другой.

Эльф и Альп – братья-близнецы, и это не случайно. А.Грин указывает на происхождение слов: эльф и альп восходят к одним и тем же эльвам-альбам.

Род эльфов и род вампиров – то, что может вести за собой, доминирующее (возникает учение эльфов и учение альпов-вампиров). Люди и гномы в Огнеморье не имеют такой духовной власти, хотя активно действуют. И эльфы, и вампиры могут «очаровывать» и подчинять себе людей, но эльфы «отчуждаются», предоставляя людям самим решать свои проблемы (из-за чего возникло непонимание их людьми), а вампиры помогают людям: дарят им покой и сытую жизнь, но… в обмен на кровь немногих. Очарованные лемарионцы,  впрочем, охотно жертвуют собой во имя благополучия большинства.

Так общество, где эльфы «уходят», а властвуют лучшие из вампиров (худшие поступают еще более жестоко, сея только смерть и разорение), приобретает специфические черты…