правящая группа развязала себе руки для любых дальнейших действий. В 1994 году был начат следующий этап приватизации – свободная продажа акционированных предприятий. Их приобретали приближенные к властям олигархи-банкиры, «зарабатывавшие» баснословные средства на операциях с государственными ценными бумагами и валютой (деньги на покупку гособлигаций и долларов им по дружбе давало само же государство - например, переведя в их банки бюджетные счета). В условиях подобной раздачи госимущества «надежным товарищам» продолжалось падение производства – валовой внутренний продукт России в 1996 году составил 60% от уровня 1990 года.
Необходимость борьбы за сохранение целостности страны, а также стремление поднять свою популярность с помощью «маленькой победоносной войны» подвигла ельцинское руководство к началу первой чеченской военной кампании. История первой чеченской войны, закономерно проигранной в 1996 году – яркий пример того, что к решению реально стоящих перед социумом проблем следует приступать лишь тогда, когда этот социум внутренне готов к их решению, то есть готов к соответствующим жертвам. В противном случае успешно решаться будут только личные проблемы людей, причастных к управлению процессом.
Выборы 1996 года явились триумфом «управляемой демократии» (термин, введенный в употребление гораздо позже), после чего экономика успешно продолжила свое падение. Стало можно уже все. Кредитные транши МВФ также продолжали успешно расхищаться («Куда делись деньги? А черт его знает!» - Б.Н.Ельцин). Продолжала строиться пирамида ГКО – ОФЗ, по которым кредиторы государства получали уже заоблачные проценты.
Снижение мировых цен на нефть, совпавшее по времени с необходимостью значительных выплат по государственному долгу, вызвало летом 1998 года острейший бюджетный кризис и дефолт по государственным краткосрочным обязательствам. Это вызвало одновременный крах большого количества банков, многие люди лишились своих сбережений. Одновременно Правительство и Центробанк были вынуждены перейти к политике плавающего валютного курса и допустить значительную практически одномоментную девальвацию рубля. В то же время банковская олигархия (так называемая «семибанкирщина»), лишившись значительных денежных средств, в одночасье утратила большую часть своего политического влияния. Новое правительство Примакова – Маслюкова, сменившее «молодых реформаторов», сумело менее чем за год справиться с кризисом. Низкий курс рубля поставил преграду импорту и сделал конкурентоспособной отечественную промышленность, ориентированную на внутренний рынок. В стране впервые за долгие годы начался рост промышленного производства. Были предприняты шаги к предотвращению дальнейшего разворовывания страны. Само собой разумеется, что в награду за все эти успехи правительство Примакова было отправлено Ельциным и его

окружением в отставку. Сменивший Примакова Степашин не стал преемником Ельцина потому, что не справился с вызовом разгорающейся на Кавказе новой войны. Уставшая от поражений и унижения страна – сознательно или подсознательно – жаждала побед. Пришло то самое время, время решения нерешенных в 1994 – 1996 годах проблем, и новый победитель не замедлил явиться (или его не замедлили явить – это, в конце концов, не так уж важно).
Не думаю, что сегодня можно дать взвешенную и справедливую оценку нынешнему правлению. Только будущее даст ответ на вопрос, явится ли правление нынешнего Президента благом или злом. За последнее пятилетие в стране многое изменилось. Очевидна тенденция к централизации страны. В условиях России, зная ее историю, эту тенденцию можно оценивать только положительно. Все, кто утверждает обратное – либо злонамеренны, либо совершенно некомпетентны в данном вопросе.
Вопрос о демократии также представляется абсолютно ясным. Непредвзятому наблюдателю вполне понятно, что в любом современном обществе так называемые «демократические механизмы» являются объектом и инструментом манипуляции, и поэтому в наше время любая хваленая демократия – это обман. Да и впрямь, не идиотизмом ли было бы доверить большинству, по определению некомпетентному, реально решать сколько-нибудь серьезные вопросы. Разумная правящая верхушка отличается от неразумной тем, что сама понимает границы дозволенного и старается не вызывать чрезмерного недовольства своей деятельностью у народа. Степень же разумности этой самой верхушки определяется наличными внешними и внутренними условиями, существующими традициями, историей и временем, отпущенным ей на эволюцию. Так что непредвзятый наблюдатель не станет лить слезы по поводу упадка демократии, да и вообще не станет рассуждать о несуществующих вещах.
К сожалению, экономическая и социальная политика страны во многом продолжает определяться людьми, идейно и организационно близкими к авторам самоубийственной политики девяностых годов прошлого века, и в целом является непоследовательной. Видимый результат этого – явное нарастание социальной напряженности. Также непоследовательной, недостаточно твердой и самостоятельной видится внешняя политика России последних лет.
Под внешней стабильностью нынешней пореформенной России скрывается накапливающаяся энергия грядущих тектонических сдвигов. Предстоящие события неизбежно будут происходить на фоне грандиозных столкновений и радикальных перемен во всем окружающем мире. Когда-то, двадцать лет назад, интеллигенция нашей страны не выполнила своего предназначения. Это предназначение заключалось в том, чтобы думать. Вместо этого советская образованщина рьяно кинулась поклоняться новым идолам, веря сладким несбыточным обещаниям. Неизбежная расплата пришла, но всем нам от этого не легче.
В преддверии предстоящих грозных событий все мы должны понимать, что думать – это не привилегия, а обязанность. Потому что за наши действия и решения ответственность несем мы сами.

Хасбулатова.
Победив и приняв на референдуме новую Конституцию, закрепившую новый status quo,
СПб, апрель 2005 г.

1 2 3