новом для того времени течении – христианстве, действительно изменившем мир, поборники римских доблестей видели лишь один из темных восточных культов, являвших собой в их представлении воплощенное зло. Наиболее прозорливые государственные лидеры, такие, как Марк Аврелий, видели лишь возможность на время законсервировать существующее положение, отсрочить неибежное.
Христианство дало римскому миру новые идеи, такие, как идея смирения, самоограничения личности, равенство всех людей перед Создателем, приоритета духовной жизни перед жизнью плоти. Римский мир подвергся трансформации. При этом сама Римская империя, разделившаяся к тому времени на две части, частично сохранилась (Византийская империя), частично уступила место новым, варварским государственным образованиям, многие из которых стремились объявить себя ее преемниками.
Так или иначе, кризис греко-римской цивилизации привел к крушению античного мира и возникновению «нового порядка» в Европе. Древняя, развитая и изощренная античная культура сменилась суровой простотой раннего средневековья. Но культурное наследие римского мира было воспринято Западом. Индивидуализм породил стремление к потреблению все большего количества благ, как материальных, так и духовных. В то же время новая религия и новая мораль в новых условиях все же в известной степени ограничила рабство, поставило определенные пределы эксплуатации собственных единоверцев. В сумме эти факторы породили ускорение технического прогресса. Обогнав соседей по планете, Европа успешно осуществила колониальную экспансию.

«трудовой иммиграцией» из провинций, главным образом южных и юго-восточных. Ввозить рабов и заселять ими в качестве колонов свои владения хозяевам латифундий никто не мешал – такого понятия, как «права человека», тогда не было. Имела место и добровольная миграция. Именно тогда и произошла смена основного антропологического типа населения Италии. «Языком межнационального общения» для всей массы приезжих служила латынь, но «новой исторической общности» в империи, становившейся все менее «Римской», так и не сложилось. Религиозные и патриотические ценности Рима подверглись необратимой эрозии, распространились атеистические взгляды и гедонистские настроения. В это же время значительное распространение получил мистицизм, давно уже не верящие в богов римского пантеона люди пытались найти истину в восточных языческих культах, зачастую темных и изуверских. Империя, подтачиваемая изнутри, становилась все менее способной противостоять внешним угрозам.
При этом нельзя сказать, что угрожающей катастрофы никто не видел. Но что рассматривалось в качестве альтернативы? «Диссиденты» говорили об упадке нравов, об утрате истинно римского духа, идеалом для них была старая Римская республика. Иначе говоря, в качестве ориентира для них служили идеалы прошлого, они смотрели в прошлое, а не в будущее. Одна из причин этого – отсутствие в тот период представлений о прогрессе, характерных для современной западной цивилизации (представление о прогрессе сложилось вследствие быстрых изменений, вызванных техническим развитием в XVI – XIX в.в., что совершенно нехарактерно для других периодов мировой истории). Напротив, для античной цивилизации постулатом было представление об историческом регрессе, начиная с «золотого века» - к «железному веку». О возвращении «золотого века» и мечтали. В

индивидуалистическое начало. Римская традиция привносит организацию и дисциплину, служащие идее неограниченной экспансии и мирового господства, распространения своей власти и своей цивилизации в пределах всей ойкумены, всего обитаемого мира или, по крайней мере, всей его сколько-нибудь стоящей части. За редкими исключениями античная цивилизация рассматривала иные цивилизации и культуры как низшие и недостойные. Военное, политическое и экономическое господство над ними представлялось при этом естественным и справедливым делом.
Эти два начала – индивидуализма и неограниченной экспансии – были, в свою очередь, унаследованы западной цивилизацией.
Античная цивилизация в своей наивысшей форме – Pax Romana – столкнулась с кризисом, когда оказалось, что дальнейшая экспансия невозможна. При имеющемся уровне технического развития не было возможности силами метрополии удерживать вновь завоеванные территории, и империя была вынуждена сама оставлять некоторые провинции, сохранение которых было признано невыгодным. Ассимиляция (т.е. латинизация и эллинизация) провинций, которая, казалось бы, должна была спасти положение, оказалась в значительной степени поверхностной и неэффективной. В италийской метрополии сложился в значительной степени паразитический образ жизни и произошли глубокие демографические изменения, возросла степень урбанизации, естественный прирост населения стал отрицательным. Убыль населения Италии компенсировалась


1 2 3