С завершением
колониального (на современном этапе – неоколониального) раздела и передела
мира и замедлением темпов технического прогресса, вызванном, похоже, достижением
неких естественных пределов этого прогресса, начался затяжной кризис западной
цивилизации. В условиях, когда война уже не есть
способ существования,
когда колониальные войны и войны за передел мира позади, уходит в прошлое
человеческий тип истинного воина и общественный уклад, его породивший – точно
так же, как это происходило и в Римской империи времен упадка. Наступает декаданс,
эпоха «мелких людей и мелких страстей».
Процессы, происходившие в позднеримскую эпоху, как две капли воды сходны с
тем, что мы видим на современном Западе. Вот только света в конце тоннеля
не видно. Про те времена мы знаем, что случилось дальше и за кем была историческая
правота. Сегодня мы не видим Новой Идеи, а если и видим, то в лицо не узнаем
– по вышеописанным причинам.
Следует заметить, что из более-менее известных нам цивилизаций сама идея цивилизационного
тупика является специфичной именно для Запада. Если мы посмотрим на дальневосточную
цивилизацию и ее ядро – Китай, то увидим совершенно другую картину. Тысячелетиями
история Поднебесной носила циклический характер, сходным образом разрешая
подобные друг другу кризисы и сопровождаясь медленным совершенствованием материальной
основы цивилизации. Означает ли этот замкнутый круг, что цивилизация находится
в тупике? Если и означает, то самостоятельно дальневосточная цивилизация об
этом не узнала бы – сама мысль о тупике подразумевает необходимость некоего
поступательного движения, экспансии, и является по отношению к дальневосточному
миру внешней, привнесенной с Запада. Если бы не техническое отставание от
Запада, поставившее в XVIII - XIX в.в. Китай и Японию под угрозу западной
агрессии, они бы прекрасно себя чувствовали и без этих чуждых понятий. Великая
цивилизации Индии не слишком интересовалась самим понятием истории – пока
колонизаторы не «разъяснили» его важность с помощью пушек. Да, с соседями
по планете не повезло… Надо сказать, что в попытках преодоления кризиса цивилизации
возможны конкурирующие между собой модели развития, подобно тому, как конкурировали
в раннем средневековье Византийская империя и держава Карла Великого (а затем
Священная Римская империя германской нации), с их совершенно различным общественным
устройством и балансом духовной и светской власти. Ислам возник как альтернатива
христианству, но не смог закрепиться в Европе по настоящему – скорее всего
потому, что опоздал исторически.
В истории западной цивилизации мы с вами могли непосредственно наблюдать великую
и трагическую попытку преодоления кризиса, создания нового общества с новыми
ценностями – коммунистический эксперимент – на его завершающей стадии. Эта
попытка не удалась, коммунистическое общество оказалось неспособным выдержать
противостояние с остальной частью западного мира, недостаточно эффективным
для конкуренции с ним. Его 70-летняя история позволила некоторым исследователям
говорить о «советской цивилизации» (С.Кара-Мурза). Так или иначе, место «идеи
будущего» для Запада сейчас вакантно.
Нынешняя западная цивилизация с ее тягой к экспансии, техническим прогрессом, из-за безудержного потребительства принявшем уродливые формы, утратой твердого духовного начала, действительно находится в тупике и обречена. Есть ли у человечества выход из этого тупика – знать нам пока не дано.
ноябрь 2005 г.
![]() |
![]() |