С завершением колониального (на современном этапе – неоколониального) раздела и передела мира и замедлением темпов технического прогресса, вызванном, похоже, достижением неких естественных пределов этого прогресса, начался затяжной кризис западной цивилизации. В условиях, когда война уже не есть

способ существования, когда колониальные войны и войны за передел мира позади, уходит в прошлое человеческий тип истинного воина и общественный уклад, его породивший – точно так же, как это происходило и в Римской империи времен упадка. Наступает декаданс, эпоха «мелких людей и мелких страстей».
Процессы, происходившие в позднеримскую эпоху, как две капли воды сходны с тем, что мы видим на современном Западе. Вот только света в конце тоннеля не видно. Про те времена мы знаем, что случилось дальше и за кем была историческая правота. Сегодня мы не видим Новой Идеи, а если и видим, то в лицо не узнаем – по вышеописанным причинам.
Следует заметить, что из более-менее известных нам цивилизаций сама идея цивилизационного тупика является специфичной именно для Запада. Если мы посмотрим на дальневосточную цивилизацию и ее ядро – Китай, то увидим совершенно другую картину. Тысячелетиями история Поднебесной носила циклический характер, сходным образом разрешая подобные друг другу кризисы и сопровождаясь медленным совершенствованием материальной основы цивилизации. Означает ли этот замкнутый круг, что цивилизация находится в тупике? Если и означает, то самостоятельно дальневосточная цивилизация об этом не узнала бы – сама мысль о тупике подразумевает необходимость некоего поступательного движения, экспансии, и является по отношению к дальневосточному миру внешней, привнесенной с Запада. Если бы не техническое отставание от Запада, поставившее в XVIII - XIX в.в. Китай и Японию под угрозу западной агрессии, они бы прекрасно себя чувствовали и без этих чуждых понятий. Великая цивилизации Индии не слишком интересовалась самим понятием истории – пока колонизаторы не «разъяснили» его важность с помощью пушек. Да, с соседями по планете не повезло… Надо сказать, что в попытках преодоления кризиса цивилизации возможны конкурирующие между собой модели развития, подобно тому, как конкурировали в раннем средневековье Византийская империя и держава Карла Великого (а затем Священная Римская империя германской нации), с их совершенно различным общественным устройством и балансом духовной и светской власти. Ислам возник как альтернатива христианству, но не смог закрепиться в Европе по настоящему – скорее всего потому, что опоздал исторически.
В истории западной цивилизации мы с вами могли непосредственно наблюдать великую и трагическую попытку преодоления кризиса, создания нового общества с новыми ценностями – коммунистический эксперимент – на его завершающей стадии. Эта попытка не удалась, коммунистическое общество оказалось неспособным выдержать противостояние с остальной частью западного мира, недостаточно эффективным для конкуренции с ним. Его 70-летняя история позволила некоторым исследователям говорить о «советской цивилизации» (С.Кара-Мурза). Так или иначе, место «идеи будущего» для Запада сейчас вакантно.

Нынешняя западная цивилизация с ее тягой к экспансии, техническим прогрессом, из-за безудержного потребительства принявшем уродливые формы, утратой твердого духовного начала, действительно находится в тупике и обречена. Есть ли у человечества выход из этого тупика – знать нам пока не дано.


ноябрь 2005 г.


1 2 3