мертвыми
и разными духами земли. Покойники обладают прямой властью над плодородием почвы,
причиной может быть их управление стихиями, а также их место между миром людей
и миром богов, у последних те могут хлопотать за своих родных, поскольку уже
вернулись к священному. Добрые мертвецы делают землю плодородной, но мы не можем
их отождествлять с эльфами, даже когда в некоторых текстах упоминается о превращении
покойника в эльфа. Те, кто в жизни творил добро и помогал другим, могли после
смерти стать эльфами, а для своей деревни - святыми. Снорри Стурлусон описывает
три группы эльфов. Кроме белых, упоминается еще о черных и темных эльфах. Черные
эльфы, как говорят, живут в "Svartalfaheimr"(Мире черных эльфов) "там
внизу земли". При ближайшем рассмотрении оказалось, что они относятся к
гномам. Большей загадкой являются темные эльфы. Куда можно отнести этих существ?
На этот вопрос есть два возможных ответа. Первая гипотеза о темных эльфах происходит
из христианского понимания разделения душ после смерти. Добрые души идут на
небо, злые - в пекло, а те, которые не являются ни откровенно добрыми, ни в
полной мере плохими, на некоторое время направляются в чистилище. Снорри Стурлусон
мог таким образом свое разделение эльфов скопировать с этого христианского представления
о посмертной судьбе душ усопших. . Другая теория основывается на германской
легенде о нейтральных ангелах. Когда Люцифер взбунтовался против Творца, некоторые
ангелы последовали за ним, другие поддержали Бога, а оставшиеся, колеблющиеся
и нерешительные, не присоединились ни к одной из сторон, и ждали, как будет
развиваться ситуация. Они были наказаны вместе с бунтовщиками. Те, кто пошел
с Люцифером, были повержены в ад и стали черными демонами, а нейтральные ангелы
были изгнаны на землю. Здесь родили потомство, как раз
от
них происходят феи, гномы и духи. Собственно, существует еще один упрощенный
взгляд на все это. Светлые эльфы стали феями, темные выступают как духи, а черные
- как гномы. Другой интересной фигурой являетя Виланд (Wieland), известный кузнец,
в северных языках названный Vцlundr, в англосаксонских - Velent или Weland,
и в старофранцузском - Galan. Эта фигура обозначена, как Князь Эльфов. Бабушкой
Виланда была русалка, которая вышла замуж за короля Вилцина, и их ребенок был
великаном. Русалка-великан-человек, странная родословная. Конечно, по бабушке
Виланд унаследовал связь с водной стихией. В Эдде он назван не только Князем
Эльфов, но и Мудрым Эльфом, из чего необходимо вытекает, что жил в Асгарде с
богами. Это бы значило, что эта загадочная фигура была последним воплощением
некоего, может быть, низшего божества, и
позже
заменена Фрейром, которому отвели Мир эльфов, когда тот поселился у асов. В
северной мифологии боги в начале своего существования были кузнецами (особенно,
пожалуй, Тор со своим молотом). В мифологических историях мы часто встречаемся
со случаями, когда бог падал на уровень низшего божества. Следовательно, здесь
есть вероятность, что Виланд был воплощением низшего божества, которое когда-то
было Тором. Связь Тора с эльфами наиболее явно проявляется в названиях растений
и минералов, и в крестильных именах (германский Thor, немецкий Donar, англосаксонский
Thunor). Так, например, белемнит по-немецки называется "чекан Донара"
и "эльфийская стрела", живучка (в простонародной латыни- "Barba
Jovis"- борода Юпитера) именуется "метла Донара" или "трава
Донара" или же "палка эльфа". В крестных именах находим "эльфа
Тора" (Thoralfr) и "Донара эльфов" (Albthonar). В средневековых
преданиях Тор/Донар выступает не только как воин. Адам из Брем пишет: "Тор
правит в воздухе, приказывает грому и молнии, ветру и дождю, солнцу и плодам
земли". Главным образом, последняя его черта долго сохранялась в рассказах
лапландцев, которые взывали к Тору, "чтобы охранил их скот и людей и призвал
живительный дождь". В средневековой Швеции Тор назывался "добрым крестьянином"
и "хлебным" или "полевым мужичком". А как раз эта функция
плодородия объединяет Тора с эльфами. Это упоминание подтверждает и то, что
Тор властвует над определенной группой покойников. Все вместе нам дает такую
иерархию: Один и Фрейя заботятся о воинах, павших в бою, Тор и Фрейр - о свободных
крестьянах, а Хель - об остальных покойниках. Если вернемся обратно к Виланду,
кузнецу богов (аналог Гефеста), увидим, что его с эльфами объединяет и золото.
Виланд занимался ковкой золотых украшений для богов. А что у эльфов общего с
 |
|
|
 |