мертвыми и разными духами земли. Покойники обладают прямой властью над плодородием почвы, причиной может быть их управление стихиями, а также их место между миром людей и миром богов, у последних те могут хлопотать за своих родных, поскольку уже вернулись к священному. Добрые мертвецы делают землю плодородной, но мы не можем их отождествлять с эльфами, даже когда в некоторых текстах упоминается о превращении покойника в эльфа. Те, кто в жизни творил добро и помогал другим, могли после смерти стать эльфами, а для своей деревни - святыми. Снорри Стурлусон описывает три группы эльфов. Кроме белых, упоминается еще о черных и темных эльфах. Черные эльфы, как говорят, живут в "Svartalfaheimr"(Мире черных эльфов) "там внизу земли". При ближайшем рассмотрении оказалось, что они относятся к гномам. Большей загадкой являются темные эльфы. Куда можно отнести этих существ? На этот вопрос есть два возможных ответа. Первая гипотеза о темных эльфах происходит из христианского понимания разделения душ после смерти. Добрые души идут на небо, злые - в пекло, а те, которые не являются ни откровенно добрыми, ни в полной мере плохими, на некоторое время направляются в чистилище. Снорри Стурлусон мог таким образом свое разделение эльфов скопировать с этого христианского представления о посмертной судьбе душ усопших. . Другая теория основывается на германской легенде о нейтральных ангелах. Когда Люцифер взбунтовался против Творца, некоторые ангелы последовали за ним, другие поддержали Бога, а оставшиеся, колеблющиеся и нерешительные, не присоединились ни к одной из сторон, и ждали, как будет развиваться ситуация. Они были наказаны вместе с бунтовщиками. Те, кто пошел с Люцифером, были повержены в ад и стали черными демонами, а нейтральные ангелы были изгнаны на землю. Здесь родили потомство, как раз
от них происходят феи, гномы и духи. Собственно, существует еще один упрощенный взгляд на все это. Светлые эльфы стали феями, темные выступают как духи, а черные - как гномы. Другой интересной фигурой являетя Виланд (Wieland), известный кузнец, в северных языках названный Vцlundr, в англосаксонских - Velent или Weland, и в старофранцузском - Galan. Эта фигура обозначена, как Князь Эльфов. Бабушкой Виланда была русалка, которая вышла замуж за короля Вилцина, и их ребенок был великаном. Русалка-великан-человек, странная родословная. Конечно, по бабушке Виланд унаследовал связь с водной стихией. В Эдде он назван не только Князем Эльфов, но и Мудрым Эльфом, из чего необходимо вытекает, что жил в Асгарде с богами. Это бы значило, что эта загадочная фигура была последним воплощением некоего, может быть, низшего божества, и
позже заменена Фрейром, которому отвели Мир эльфов, когда тот поселился у асов. В северной мифологии боги в начале своего существования были кузнецами (особенно, пожалуй, Тор со своим молотом). В мифологических историях мы часто встречаемся со случаями, когда бог падал на уровень низшего божества. Следовательно, здесь есть вероятность, что Виланд был воплощением низшего божества, которое когда-то было Тором. Связь Тора с эльфами наиболее явно проявляется в названиях растений и минералов, и в крестильных именах (германский Thor, немецкий Donar, англосаксонский Thunor). Так, например, белемнит по-немецки называется "чекан Донара" и "эльфийская стрела", живучка (в простонародной латыни- "Barba Jovis"- борода Юпитера) именуется "метла Донара" или "трава Донара" или же "палка эльфа". В крестных именах находим "эльфа Тора" (Thoralfr) и "Донара эльфов" (Albthonar). В средневековых преданиях Тор/Донар выступает не только как воин. Адам из Брем пишет: "Тор правит в воздухе, приказывает грому и молнии, ветру и дождю, солнцу и плодам земли". Главным образом, последняя его черта долго сохранялась в рассказах лапландцев, которые взывали к Тору, "чтобы охранил их скот и людей и призвал живительный дождь". В средневековой Швеции Тор назывался "добрым крестьянином" и "хлебным" или "полевым мужичком". А как раз эта функция плодородия объединяет Тора с эльфами. Это упоминание подтверждает и то, что Тор властвует над определенной группой покойников. Все вместе нам дает такую иерархию: Один и Фрейя заботятся о воинах, павших в бою, Тор и Фрейр - о свободных крестьянах, а Хель - об остальных покойниках. Если вернемся обратно к Виланду, кузнецу богов (аналог Гефеста), увидим, что его с эльфами объединяет и золото. Виланд занимался ковкой золотых украшений для богов. А что у эльфов общего с
1 2 3 4