На другом берегу реки видна давно заброшенная деревня: покосившаяся бревенчатая колокольня и черные срубы. Люди покинули ее в самом начале прошлого века, устав бороться с «зоной». Судите сами: внук одного из жителей «проклятой» деревни, Александр Ермаков, рассказывает, что чудеса начались здесь еще в XIX века, после того как однажды в этом местечке, вопреки всем законам природы, не наступила ночь ровно трое суток здесь было светло как днем. Нет, солнце не светило, скорее вся деревня была окутана легким туманом, то сгущавшимся, то, напротив, рассеивающимся. Перепуганные насмерть люди все это время не могли уснуть, ощущая на душе какое-то изматывающее чувство тревоги. Потом «чудеса» внезапно прекратились, и все пошло своим чередом. Однако с этого момента в местечке и начали происходить события, объяснения которым найти до сих пор невозможно.
В определенные дни недели вдруг становились тупыми любые острые предметы ножницы, ножи, иголки, серпы, косы, топоры, и попытки хоть как-то заточить их ни разу не увенчались успехом. Женщины здесь перестали беременеть, и деревня медленно, но верно стала «стареть». Впрочем, детородная функция селянок восстанавливалась, как только они переезжали жить в другое место. Берег реки начал стремительно зарастать: огромные лопухи, низкорослые деревца с ненормально длинными ветками, на многие метры стелющиеся по земле, странная трава - выше человеческого роста в полтора-два раза. К тому же у самой кромки воды вдруг появились три ровных «котла» примерно 6-9 метров в диаметре, выстланных изнутри слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Были они очень теплыми даже зимой, и в них любили играть местные мальчишки. Со временем эти котлы засосала зыбкая почва, и потом уже ничто не напоминало об их существовании. О странных миражах, появляющихся в этих местах обычно накануне полнолуния,
рассказывают уж совсем фантастические истории (с этого момента читайте внимательней!!!). По словам очевидцев, когда встает солнце, видны над озером дворцы и стены города. Этот «город» (некоторые

Рис. 3. Обетный крест
Рис. 4. Лес в окрестностях Яндомозера.
Обетным крест назывался потому, что и строился он по обету: если у крестьянина в жизни происходило неприятное событие, то он, моля Господа о помощи, обещал (давал обет) сходить паломником по святым местам, отслужить молебен, поставить крест (часовню) в благодарность за избавление, за помощь. Ставились кресты и в честь каких-то знаменательных событий в деревне. В Карелии и Архангельской области крестами обозначали места «гари» старообрядцев. Бывало, что крестами святили неблагоприятные, вызывающие боязнь места, слывущие прибежищем нечистой силы, места в которых «пугает», «конь не идет», «коровы обратно поворачивают». Такими часто слыли места, связанные со слиянием или истоком рек, с высотками, мостиками, перекрестками дорог.
Рис. 3. Обетный крест
Крест на Яндомозере тоже стоит на перекрестке, но уже не дорог, а едва заметных тропинок, идущих между разваливающимися срубами старых домов…»
Карельский туристский портал

Рис. 4. Лес в окрестностях Яндомозера.
называют его храмом) представляет собой купол, окруженный ажурными башенками. Окружение его меняется - одни видят его на берегу водного пространства, другие - на краю обрыва, третьи - на склоне холма (ничего никому не напоминает?). Вот как описывает мираж один из очевидцев: «Из тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно охваченный разноцветным пожаром. Вознеслись над ночным озером стены и башни, появились тени людей (а людей ли?), живших обычной
1 2 3