Культура

Прежде всего, я рассматриваю современных эльфов не как отдельный вид, но как формирующуюся нацию. Именно поэтому я считаю допустимым применять к рассмотрению вопроса об эльфах терминологический аппарат, применяемый при описании именно национальностей.

 

Начнем по порядку. Внутренняя, сущностная сторона любой нации определяется, на мой взгляд, отнюдь не цветом волос, разрезом глаз, формой ушей и иными морфологическими признаками. Собственно, большинство историков сходится на том, что морфологические признаки являются вторичными по сравнению со средой обитания и особенностями обычаев того или иного народа. Так, например, светлая кожа европейцев связана с небольшим количеством постоянной солнечной радиации, а маленькая нога китайских женщин возникла как результат многовекового бинтования ног. Чем отличаются два народа, живущих рядом в сходных условиях? Они, в первую очередь отличаются материальной и нематериальной культурой. Внешним выражением такой культуры является так называемый культурный код. Собственно, культурный код – это набор признаков, однозначно свидетельствующих человеку, кто перед ним – «свой» или «чужой». Разумеется, культурный код не эквивалентен самой культуре – любой человек, даже самый образованный, не в состоянии полностью охватить культуру своего народа. Но при этом даже не очень образованный человек с легкостью определяет, принадлежит ли стоящий перед ним к той же культуре. Как же он это делает?

 

Примерно в середине 50-х годов прошлого века, во время начала распада колониальной системы, перед правительством Франции встал вопрос: что делать? С

Что может стать культурным кодом эльфов

политической точки зрения, все колонии рано или поздно будут потеряны, это только вопрос времени. С экономической точки зрения, абсолютно непонятно, чем для бывших колоний Франция может оказатьсялучше Англии или Германии. И тогда было принято решение о необходимости сохранения и усиления культурного влияния, чтобы, после падения империй, остался «французский мир», основанный на единой культуре. И тогда во весь рост встала проблема культурного кода. Как опознавать как своих людей, живущих в разных странах, со своими обычаями? В качестве центральной части культурного кода современной Франции был принят французский язык. Провозглашалось, что француз – это не тот, кто родился на территории Франции, не тот, у кого светлая кожа и все морфологические признаки француза, но тот, кто говорит и пишет на французском языке. В результате, действительно, Франции удалось сохранить свое политическое и экономическое

влияние в бывших колониях. Более того, по разным данным до четверти населения, проживающего в самой Франции и являющегося его гражданами - на самом деле потомки выходцев из колоний. Эти люди говорят на французском языке и считают себя французами.

 

На самом деле, идея национального языка как национального кода не нова. Болгария, как государство, не существовала несколько веков. Да, были люди, называвшие себя болгарами (что весьма каралось Османской империей), да, в быту они пытались сохранить свои традиции и обычаи, свое вероисповедание, и даже свой язык. Но безжалостно уничтожались книги, и к середине 19 века практически никто уже не мог читать по-болгарски. Но с нескольких книг, найденных за пределами Болгарии, началось возрождение национальной культуры, а вместе с ней и нации.