Исследования

Наконец, есть еще один вариант происхождения эскимосов и их культуры, который в последние годы получил многих приверженцев. Эскимосский язык, возможно, родствен языкам, называемым уральскими (финский, венгерский, марийский, мордовский, ненецкий, селькупский и т. д.), носители которых были древнейшими жителями тайги от Урала до Северо-Востока Сибири (ряд исследователей считает, что юкагирский язык — это самая древняя ветвь уральских языков). На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры началось ухудшение климата. Арктическое побережье Сибири стало лишаться лесов, не стало дичи.

Язык эвенков, этих лучших знатоков тайги, относится к другой семье языков. Именно эвенки открыли и освоили необъятные просторы сибирской тайги, пройдя ее от Енисея до Тихого океана. На оленях или пешие, вооруженные луками, эвенки проникали в самые глухие и необжитые уголки Сибири, отыскивая места, богатые пушниной и дичью. Эвенки, или, как их называли до Октября, тунгусы, вызывали восхищение у многих исследователей Севера своим мужеством и человечностью. По свидетельству русского этнографа С. Патканова, «раз тронувшись в путь, тунгусы обыкновенно не скоро останавливались, и часто движение, начатое в известном направлении отдельными лицами или семьями, продолжается целые годы и десятки лет, охватывая все большую и большую часть тунгусов данной местности». Кочевки были настоящей «поэзией эвенков».

Родственники «индейцев Сибири», как порой называют эвенков, живут гораздо южнее. Это малые народности Амура: ульчи, ороки, орочи, удэгейцы, навайцы, негидальцы. Это маньчжуры, ныне насильственно ассимилируемые китайцами, и народы, исчезнувшие в настоящее время, когда-то создавшие

могучую державу чжур-чжэни. Все эти языки образуют так называемую тунгусо-маньчжурскую семью языков.

В нее же входит и язык «объякученных» эвенков — эвенов, живущих в Якутии, на территории Магаданской области и на Камчатке. Кроме языков этих двух семей, тюркской и тунгусо-маньчжурской, на территории Сибири (а также в Поволжье, на Севере Европы, в Эстонии и Венгрии) говорят на языках уральской семьи, о которых речь шла выше. Три языковые семьи покрывают огромную территорию. И среди них, точно островки, есть совершенно иные языки и наречия.

Во-первых, это язык юкагиров. Его порой зачисляют в семью уральских языков, но родство это окончательно не доказано. Во-вторых, это язык кетов, живущих в низовьях Енисея. Когда-то предки кетов жили гораздо южнее, в районе Саянских гор. И языков, родственных кетскому, было немало. Но все они исчезли и кетский остался единственным представителем семьи так называемых енисейских языков.

В третьих, это язык жителей острова Сахалин и низовий Амура — нивхов. Никому еще не удалось доказать родство нивхского языка с каким-либо другим языком мира (так же как и языка кетов). Нивхов считают одним из самых древних и загадочных народов Дальнего Востока.

В-четвертых, это еще более загадочный народ — айны.

Внешний облик их настолько своеобразен, что многие антрополог и считают айнов представителями особой «айнской», или «курильской», расы. Другие считают их монголоидами, третьи — европеоидами, четвертые относят их к представителям австралийской расы. Язык айнов, живших когда-то на Курильских островах, юге Камчатки и на Японских островах, также не состоит в родстве ни с одним языком мира.

В-пятых, это древнейшие жители Камчатки — ительмены. Если даже окажется, что ительменский язык родствен языкам коряков и чукчей, все равно он останется загадкой. Ибо родство чукотского и

корякского языков (безусловно, восходящих к одному языку-предку) с какими-либо другими языками мира также не доказано.

 Наконец, на Крайнем Северо-Востоке живут эскимосы, чей язык, несомненно, родствен языку алеутов и не находится в родстве с другими языками мира!

Быть может, все эти «малые», не имеющие родства с большими языковыми семьями языки находятся друг с другом в родстве, уходящем в глубочайшую древность? В 1883 году вышла в свет монография «О инородцах Амурского края». Автором ее был академик Л. И. Шренк, крупнейший знаток народов Дальнего Востока. Когда-то в древности почти вся Азия, предположил Шренк, была заселена народностями, отличающимися и по внешнему облику и по языку от представителей монголоидной расы, говорящих на тюркских, тунгусо-маньчжурских, монгольских языках. Этих древнейших жителей Азии академик Шренк предложил называть «палеоазиатами», то есть древнейшими азиатами.

Индеец-палеоазиат художественная реконструкция