Итак, я попытаюсь дать обзор главных известных нам квенийских имён и их (вероятных) образований. Однако этот "путеводитель" во любом случае будет неточным. Дело в том, что эльфы при внесении нового слова в язык, будь то имя или нет, обычно прокручивали всю этимологию и развитие этого слова в голове от истоков, как будто оно уже существовало всегда. Но к счастью, в большинстве случаев можно обойтись без этого и прийти к тому же результату.
Однако стоит помнить, что у эльфов и людей обычно было сразу несколько имён (essë «имя»). Первое давалось отцом при рождении и обычно имело с ним что-то общее; либо же это было имя отца с добавленной приставкой ради различия. Несколько позже давалось новое имя от матери, в нём обычно содержалось предсказание судьбы сына, так как матери её зачастую предвидели. Дополнительно эльфу давалось прозвище – epessë, почтительное имя, данное другими. И ещё эльф мог дать себе собственное имя, которое называлось cilmessë. «Настоящие» имена, это первые два, однако эльфов, как правило, запоминали лишь по одному из четырёх.
Прозвища обычно имеют точные переводы, однако «настоящие» имена зачастую нет. Кто из нас точно знает значение своего собственного имени или фамилии? И эльфы тут не отличались от людей, они просто брали элементы языка, чтобы составить имя в стиле своего языка, но без особого значения.
Заметьте также, что люди и эльфы предпочитали зачастую разные формы имён. Поэтому я выделил людские

имена зелёным, эльфийские – синим цветом. Имена Айнур и Майар выделены красным. Тут есть некоторая оговорка – у Валар был свой язык, их квенийские имена это - только сильно укороченные и по значению переинтерпретированные формы валаринских. Всё же их можно считать как данные эльфами имена, так как в этом случае нас интересует лишь принцип.

Звёздочкой помечены неподтверждённые Толкином, но довольно вероятные формы и переводы. Двумя звёздочками помечены заведомо неправильные формы.

Для начала надо сказать пару слов о фонетике квенья. Имена составляются обычно из начального и конечного элемента. При этом на стыке могут образоваться комбинации согласных, которые в квенья существовать не могут.
В конце квенийского слова могут стоять только согласные n, r, s, l, t или гласные. Предпочтительны комбинации mn, nc, nn, nt, nqu, nw, lc, ld, ll, lqu, rd, rn, rqu, rw, st – если у Вас в имени на стыке слов выходит одна из них, то всё в порядке. Если нет, то можно либо вставить связную гласную, которой обычно является –e- или повторённая гласная приставки, либо произвести изменение
по следующей таблице:

-n: nl > ll, ns > ss, nr > rr, nm > mm, np > mp, nv > nv

-r: rp > *rp, rl > *ll, rs > *rs, rv > *rv
-s: sn > ss, sp > *sp, sm > *mm, sr > *rr, sl > *ll, sv > *rv, sf > *ff, sh > h
-l: lf > lf, ln > ld, lr > *ll, ls > *ls
-t: tn > nt, tl > *lt, tr > *rt, tc > *cc, tf > ff, th > *h

По большей части речь пойдёт об «элементах», к примеру ar- «благородный, дворянский», cal- «светиться солнечным светом», mor- «тьма». Элемент - не слово, поэтому у него нет твёрдого значения. Если его поставить отдельно, он не будет означать ровно ничего (разве что он случайно совпадёт с каким-то словом). Элемент просто ассоциируется с данным значением и требует дополнения. Элементы зачастую предпочитаются целым словам при образовании имён, потому что они короче.

И ещё: В квенья при составлении сложных слов обычно используются только слова в единственном числе, даже если они обозначают множественное. К примеру, Valandil (см. ниже) не друг какого-то одного Вала, а друг всех Валар.
Исключение имеются только в словах Aldarion и Eldarion, где используются множественные числа (aldar «деревья»). Однако это может иметь два объяснения: во-первых, суффикс множественного числа r разъединяет обе гласные, которые иначе привели бы к некрасивому сочетанию или укорачиванию. Во-вторых, люди наверняка использовали квенья несколько иначе, чем эльфы.

мужские окончания

-atan: Слово atan на квенья означает «человек», поэтому это окончание и

Обзор квенийских имен - Лингвистика - Альфирин №1
1 2 3 4 5