Начать
статью хочется с констатации факта, что четкую грань между оружием людей и эльфов
провести невозможно. Связано это со многими причинами. Во-первых, и люди, и
эльфы – гуманоиды прямоходящие (иногда даже разумные), имеющие две руки, две
ноги и одну голову (в идеале). Так что функционально и типологически человек
в эльфийском оружии ничего «нового-невиданного» не найдет. Во-вторых, любой
комплекс вооружения по сути своей синкретичен – то есть носит собирательный
характер. В нем концентрируется и то, что придумано на месте, и то, что подсмотрено
хорошего у соседей. Поэтому, как
люди что-то брали у эльфов, так и эльфы могли
заимствовать
у людей. Тем более что до позднего средневековья для людей контакты с эльфами
были явлением редким и чудесным, но не невероятным.
Говоря об оружии вообще и об оружии эльфов в частности, необходимо учитывать
несколько аспектов этого вопроса. Причем, на первое место часто следует ставить
не технологические вопросы металлургии или обработки кожи, а ту эмоциональную
и психологическую нагрузку, которую несет в себе само понятие «оружие». Следует
также рассматривать и вопрос магии оружия.
Вполне естественно, что оружие, как предмет, предназначенный по сути своей для
отнимания жизни (у человека, зверя, чудовища или волшебной твари – неважно)
не могло не быть окружено мистическим ореолом. Ведь именно оружие является,
во-первых «проводником» из этого мира в потусторонний (для жертвы), и, во-вторых
– защитой для хозяина от всех видимых и невидимых опасностей для жизни тела
или души. Такое отношение к оружию наблюдается почти во всех европейских и азиатских
культурах (за некоторым исключением эллинистических и палестинских культур).
Так что, оружие, как магический атрибут, вполне может быть присуще именно эльфийской
культуре, существам, постоянно имеющим дело с магией, с целью защиты от её враждебного
использования
или
борьбы со зловредными магическими порождениями. Естественно, такое оружие обязано
было обладать набором волшебных свойств и правил использования. Весьма вероятно,
что «волшебность» оружия можно было определить и внешне – орнамент, имеющий
магическое значение, металл особого состава, включение в конструкцию предметов
или материалов связанных с магией. Кстати, последние рудименты таких «магических»
конструкций можно наблюдать на примере средневековых рыцарских мечей, в навершия
которых вкладывались частички мощей святых, их одеяний или иных предметов, связанных
с ними.
От идеального переходим к материальному. Во всех преданиях и легендах оружие
и доспехи эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое,
изящное, богато украшенное". Это подтверждает ту мысль, что оружие эльфов
и людей мало различалось по размеру, весу и конструкции. Иначе четкое различие
было бы отражено в легендах. Слово "изящное" позволяет предположить,
что оружие было в целом немного легче и "стройнее", чем аналогичные
образцы у людей. Из этого можно сделать вывод, что эльфийское оружие по своей
типологии несколько "обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим.
Судите сами - раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой
считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но
Римский
солдатский кинжал пугио (I век до н.э. – I век н.э., реконструкция по изображениям).
На форму клинка явно повлияли листовидные мечи.
Бронзовый
меч листовидной формы (около 900-800 до н.э.