зато вполне пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап - меч эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу, изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая (а не обгоняя) прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам оружия.
В качестве иллюстрирующего примера можно привести кельтские бронзовые листовидные мечи времен расцвета Римской империи. Их форма диктуется не только функциональным назначением (прямой сужающийся меч проще, логичнее и прочнее), но и эстетикой, а также глубоким анализом динамики удара такого меча. Что любопытно, подобная форма была практически забыта на ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (!) и вновь появилась только в боевых ножах середины ХХ века. Кстати, по всей Европе до и после упоминаемых листовидных клинков господствовали как раз обычные прямые формы.

"Наука", 1985 год): "Два копья с серебряными наконечниками и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Он нес меч с золотой рукоятью, изукрашенный серебром и золотыми заклепками". Естественно, серебро – металл мягкий и наконечник из него не сделаешь, а бронзовое древко тяжелое и неудобное. Так что, речь идет, скорее всего, о посеребренных наконечниках и древках, покрытых бронзовым орнаментированным листом.
Как прекрасный археологический пример, подтверждающий вышеизложенное, можно привести богатый комплекс захоронения в Саттон-Ху.

Римский гладиус, (примерно I век н.э., реконструкция) типичный прямой
меч, наряду с более длинной спатой – предок всех европейских обоюдоострых мечей.

Далее рассмотрим характеристику "богато украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное количество труда, драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень важно было богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою, свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков говорится, что король поразился богатству и красоте оружия (как правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были, действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где описано большое количество оружия с подробностями в виде камней, вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором, похожим на переплетенные растения, что прямо указывает на технологию «дамасской» стали. В качестве одного из примеров можно привести очень подробное описание клинков из могильника ("ВК", том 1, "Туман над Упокоищами"). Курсивом дан мой собственный перевод некоторых понятий, более корявый стилистически, но лучше отражающий суть с точки зрения оружиеведения.
"Для каждого хоббита он (Том Бомбадил) выбрал кинжал - длинный, в форме листа, острый, удивительной работы, украшенный насечками из красных и зеленых(?) змеек (damasked with serpent-forms in red and gold – с дамасским извилистым (змееобразным) узором из красных и золотых полосок)."
Об этих кинжалах говорится, что они выкованы были людьми Запада, но следует учесть, что учителями нуменорцев во многих искусствах были именно эльфы.
Масса описания оружия эльфов (племен Богини Дану) есть в ирландских сагах. Хочется привести одно, довольно подробное, из истории "Битва при Маг Туиред", где идет речь о непростых взаимоотношениях эльфов и фоморов (по книге "Похищение быка из Куальнге", Москва, изд-во
Правда, захоронением это можно назвать с известной натяжкой – это т.н. «кенотаф», пустая могила. Такие вещи практиковались, если, например, человек утонул, тела нет, а по статусу полагается богатый курган.
Могила, скорее всего, человеческая, но происхождение некоторых предметов вполне может быть эльфийским. Например, меча и щита. Вообще, в литературе существует

1 2 3 4