Тинувиэль, Хольгер

а также
Эльвинг и Ундомиэль

Эта работа посвящена рассмотрению некоторых психологических и философских особенностей таланта и гениальности. До сих пор эта проблема бурно обсуждалась, и список авторов, которые касались ее, огромен — от Пушкина до Фрейда. Но системного подхода ни у одного автора не было, хотя обсуждались самые разные стороны — талант и общество, талант и безумие, талант и физиология, талант и нравственность... Авторы данного текста пытаются применить именно системный подход к рассматриваемой проблеме. Мы намерены обсудить следующие проблемы: что такое талант и гениальность вообще, классификация талантов и их соотношения, отношения талантов и общества.

1. Что такое талант

Можно ли дать четкое определение таланта? Советский энциклопедический словарь (1984 г.) характеризует талант как высокую степень одаренности, а гениальность как высшую или исключительную степень одаренности (Философский энциклопедический словарь 1987 г. говорит, что гениальность — высшая степень проявления творческих сил, причем в отличие от таланта это не просто высокая степень одаренности, а качественно новые творения и пути творчества, но в то же время творческий процесс у гениев и творческих людей не очень отличается). То есть, скорее всего, резкой границы у таланта и гениальности нет. Вообще, естественно такое понимание: одаренность — это обладание способностями, существенно выходящими за рамки средних; при высокой

степени этих способностей мы имеем дело с талантом, а очень высокой — с гениальностью. Чем талантливее человек, тем больше он может сделать. Примерно такое понимание на самом деле присутствует у большинства авторов. Со времен Нового Завета утвердилось понимание таланта как неких способностей (возможностей), отличающихся от стандартного набора и заложенных в человека свыше, при рождении. Все (не деструктивные) религии говорят о том, что цель человека — реализовать эти возможности (понятное дело, не принося вреда окружающим). Позже были сделаны попытки классификации талантов (из описаний в художественной литературе таких классификаций можно вспомнить, например, серию книг Энн Маккеффри [1], в которой люди классифицируются по степени обладания Талантами (прежде всего — экстрасенсорными) и по сферам проявления Талантов.

 

Чем талант обусловлен? Имеются разные точки зрения. Наиболее распространенной является та из них, которая говорит, что талант закладывается свыше (или, по крайней мере, выпадает случайно). Существует точка зрения, что талант связан с физиологией (по одной теории — это компенсация физиологических недостатков: талант часто проявляется у людей с физическими недостатками, но не всегда; по другой теории — за талантом стоят некие физиологические и чуть ли не биохимические механизмы. Например, эту идею можно встретить в некоторых работах В.П. Эфроимсона).
Существует точка зрения, схожая с предыдущей, что талант — это своего рода болезнь, по крайней мере, физиологическая аномалия (эта точка зрения идет еще от Ломброзо)... Но — болезнь всегда содержит в себе элемент деструкции, а о деструктивности талантов обычно говорить не приходится (правда, иногда говорят о «здоровых гениях» и «сумасшедших гениях», осуществляя разделение по признаку психического здоровья, и замечают, что именно у второго типа иногда встречается мироотрицание. Но, тем не менее, деструктивность гения очень редка).
Вопрос о том, можно ли развивать талант, не является бесспорным. По всей видимости, сильное увеличение таланта невозможно. Может быть либо мощное раскрытие таланта в благоприятных условиях (известно, к примеру, что в школе Эйнштейну плохо давались математика и физика, а пару десятилетий спустя теорию относительности понимало всего три человека в мире), либо некоторое усиление достаточно мощного таланта, которое, скорее, можно назвать количественным ростом. Может ли талант перейти в гениальность? Этот вопрос не очень осмыслен, потому что граница между талантом и гениальностью очень нерезка.

Чем отличается талант от просто способностей? Возможный ответ состоит в том, что в таланте есть «вдохновение свыше» (которое включает умение посмотреть на себя со стороны, адекватно оценить себя), а в способностях — нет. Обязательным условием гениальности является стремление к

Талант и гениальность - Окно в непознанное - Альфирин №2
1 2 3 4