Фейнман относились к типу Джек Лондон). Стоит отметить и то, что самые фундаментальные идеи, связанные с синтетическим видением мира, были разработаны именно сциентистами (Вернадский, Циолковский, Тейяр де Шарден).

Второй аргумент в пользу гуманитарного подхода состоит в том, что гуманитарное творчество (искусство) доступно большему числу людей, так как воздействует на чисто человеческие, не поддающиеся программированию черты (эмоциональность, чувство прекрасного, способность сопереживать). Но стоит отметить, что: во-первых, отнюдь не все выдающиеся писатели, художники и т.д. были этическими типами (вспомнить хотя бы такого популярного теперь автора, как Хорхе Луис Борхес — Робеспьер), т.е. понятия «искусство» и «этический тип» не тождественны; во-вторых, понятие красоты вполне применимо и в точных науках (П.Дирак когда-то сказал, что правильная физическая теория должна быть красивой); в-третьих, такой критерий, как доступность большему числу людей, не всегда срабатывает, так как настоящее искусство высокого уровня использует образы не менее сложные, чем наука. Такое искусство понимают немногие, а у большинства понимание искусства идет на низком уровне (так и хочется вспомнить, как Молотову рассказали о романе Хемингуэя «Старик и море» примерно таким образом: «Да один старик поймал очень большую рыбу, а акулы ее съели», на что Молотов ответил: «Но ведь это же глупость!» — и запретил печатание [13]). Вдобавок низкопробное, конвейерное искусство еще хуже, чем популярные технические новинки, потому что забывается существенно быстрее.Все это приводит к выводу: на высших уровнях границы между наукой и искусством практически нет, потому что и то и то, во-первых, использует

иррациональный момент озарения; во-вторых, может быть оценено с точки зрения красоты; в-третьих, требует достаточно высокого уровня восприятия. Классификация видов творчества с этой точки зрения может быть представлена следующим образом:

Синтез Анализ
Наука (1) (3)
Мистика (4) (2)

Согласно этой системе также могут быть выделены 4 типа творчества: (1) отвечает иррациональному научному поиску, (3) — «технической» науке (той самой, которая и вызывает ассоциации с автострадой), (4) — мистическим откровениям и поиску «видений» (наиболее резкая тенденция этого сектора — сюрреализм, но относится сюда также и всякого рода искусство, вдохновляемое «свыше», т.е. основанное на «картинках», видениях, снах и т.д. — а как еще назвать такой тип искусства? Сюда же относится и мистическая компонента любой религии), а (2) — «псевдомистика» (что-то вроде схоластической науки средних веков, «религии закона» типа конфуцианства или раннего иудаизма, или назидательной духовной литературы, часто отличающейся откровенно низким уровнем). Высшими уровнями являются, очевидно, (1) и (4), причем граница между этими секторами достаточно условна (те же научные гипотезы, вдохновленные снами; взять хотя бы сны Менделеева или Кекуле — чем не «мистическая» основа?), как условна граница и между секторами (2) и (3) — техника писания «конвейерных» книг по науке и, к примеру, морализаторской художественной литературы (в том числе и основанной на мистике) не сильно отличается.

Другая классификация типов таланта предполагает выделение трех разновидностей творчества: искусство (в основе которого сильные интуиция и сенсорика, причем противоречие этих функций обуславливает противоречивость и непредсказуемость людей искусства), гуманитарная сфера (в основе которых сильные интуиция и этика, кроме гуманитарных наук сюда относится, например, сфера религии), точные науки (в основе которых — сильные интуиция и логика). Целью

искусства является красота, гуманитарного творчества — любовь, точных наук — знание. В высших уровнях границы между этими видами творчества стираются, впрочем, они и так не резки: между искусством и гуманитарной сферой — литература, а между гуманитарной сферой и точными науками — философия. То есть, типы талантов являются равноправными.

5. Талант и общество

Одна из самых сложных проблем — это отношения талантливых (и гениальных) людей с окружающим обществом «обычных» людей. Проблемы здесь имеются с обеих сторон.

С одной стороны, имеется известный эффект негативного отношения талантливых людей к непонимающим их окружающим «обычным» людям, некий «взгляд свысока».
Во-первых, это иногда связано с тем, что развитие творческих способностей идет за счет гуманистического чувства, о чем говорит К.Г.Юнг, особенно это характерно для сциентистов, но, кстати говоря, чаще это бывает у Джеков Лондонов с нечувствительной этикой (когда Ферми сообщили о том, что в результате атомной бомбардировки Хиросимы погибли сотни тысяч людей, то он ответил: «Да, но зато какая это прекрасная физика!», впрочем, это и типичное заявление человека с T, который видит только ту тенденцию, на которую он «сел», тип с I так бы не поступил в силу более широкого видения мира—те же Эйнштейн и Бор очень активно боролись за ядерное разоружение... Кроме того, не надо забывать, что инициаторами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки были все-таки не ученые, а политики — люди гораздо более ограниченные и в основном неинтуитивные). Стоит отметить, что типы с сильной этикой отношений (и/или с сильной интуицией возможностей) менее склонны к такому в силу способности к эмпатии, умения воспринимать других людей как продолжение себя и наоборот.

Окончание в следующем номере

1 2 3 4