поведенческие стереотипы
не смогут получить массовое распространение без сакрального обоснования, и
потому неизбежен рост религиозности в таких формах, которые сегодня сложно
вообразить. Возникнут новые религии, в существующих произойдут расколы и появятся
новые течения. Происхождение, пол, возраст, вера, нация, раса — будут важны
(хотя нынешние нации и расы и подвергнутся смешению, на их основе неизбежно
возникнут новые), разделение и неравенство по самым разным признакам — будет
иметь место. Родовые и семейные отношения станут в весьма сильной степени
патриархальными. Судьба и жизненный путь индивидуума от рождения и до самой
смерти в подобном обществе будут в значительной степени предопределены обстоятельствами
его рождения, и нужны будут незаурядные способности, сила духа и очень хорошая
мотивация, чтобы в чем-либо изменить намеченную жизненную колею, выйти за
пределы изначально отведенных возможностей. В то же время такое общество будет
жить напряженной и интенсивной духовной жизнью, его отношения с природой станут
более гармоничными, на смену нынешним тенденциям экстенсивного пути развития
придет обращение «вовнутрь себя», углубленное саморазвитие и самопознание.
Говоря об основных чертах будущего общественно-политического строя, следует
особо отметить следствия, вытекающие из необходимого и неизбежного подавления
и ослабления индивидуализма (что ни в коем случае не следует путать с подавлением
индивидуального начала). Индивидуализм допускает еще верность абстрактной
идее (идейную убежденность), частным случаем которой является «политический
патриотизм», но он мало сочетается с преданностью чему-либо и тем более кому-либо.
В противоположность этому в обществе будущего вассальные
отношения, основанные
на личной преданности, доходящей до самопожертвования (как, например, у самураев
в средневековой Японии), станут одним из его важнейших устоев. Новую жизнь
получит институт наследственной власти.
В геополитическом аспекте, коль скоро мы говорим о «новом средневековье» (термин,
широко популярный в узких кругах), интересным и важным представляется вопрос
о феодальной раздробленности и перспективах крупных государственных образований
как таковых. Фрагментация больших экономических пространств, феодализирующаяся
общественная структура с ее самовластием «удельных князей», стремление к самообеспечению
и автаркии, психология «осажденной крепости», которая разовьется на закономерном
переходном этапе «войны всех против всех» — все это факторы, работающие «против»
больших государств. Но все не так просто.
В разные исторические периоды есть много разных причин для возникновения и
существования больших государств. Время от времени удачливые военные вожди,
используя превосходящую военную силу, объединяют под своей властью большие
территории, или, по соображениям взаимной безопасности и общей выгоды, создаются
племенные союзы. Эти случайные образования часто распадаются, но иногда у
них оказывается основа для долгой жизни. Превосходящая военная сила может
быть гарантом мира и безопасности на большой территории, она, наконец, может
оказаться практически непобедимой (как это было в случае
Древнего Рима). Исторически
первые известные нам большие государства возникли в долинах великих рек вокруг
ирригационной инфраструктуры. В будущем основой для их возникновения и существования
могут служить другие большие системы — например, объединенные энергосистемы,
железные дороги, трубопроводный транспорт — вообще любые системы, создающие
и распределяющие жизненно важный дефицитный ресурс, которые нельзя (или по
каким-либо соображениям нежелательно для обладателей силового ресурса) раздробить.
Наконец, не будем забывать о таком факторе единства, как национальная (культурная,
религиозная) общность. Осознание своей принадлежности к одному народу может
держать «княжества» вместе, даже если центральная власть предельно ослаблена
и существует в значительной степени формально. Скорее всего, крупные государства
будущего — это «империи» или «великие княжества», по степени своей централизации
напоминающие Киевскую Русь или «Священную Римскую империю германской нации».
Отдельные области этих государств могут временно конфликтовать друг с другом,
вплоть до ведения ограниченных военных действий, но принцип их общего единства
при этом будет оставаться неизменным.
Таков, в целом, мой «оптимистический»
сценарий. У кого-то он вызовет несогласие (мол, все будет совсем не так) или
неприятие, кого-то оставит равнодушным, иным же какие-либо из моих соображений
окажутся близки. Кто-то из читателей спросит — а какое, собственно, отношение
все это имеет к нам, к нашему кругу интересов и предпочтений? Если я прав,
то от нас самих зависит, какими мы войдем в наше «светлое» будущее и кем мы
в нем станем.
Прочтите эпиграф...
![]() |
![]() |