силу этого угрожающие разрушить существующие производства и рынки и дать преимущество новым игрокам, будут попадать «под сукно». Иное дело, если переход на другие технологии станет почему-либо выгоден правящей элите ведущих стран – но и в этом случае не все пройдет гладко, потому что слишком многим в этом случае предстоит поменяться ролями…
Как уже упоминалось выше, современная цивилизация многим представляется неудовлетворительной. Пытливые умы склонны рассуждать об альтернативах, заходя при этом довольно далеко и даже впадая в своего рода эскапизм. Однако не стоит в качестве радикальной альтернативы техническому прогрессу в его нынешнем виде рассматривать отсутствие технического прогресса вообще. Кое-где этот идеал воплощен в реальности – например, на острове Папуа Новая Гвинея. При этом быт папуасов не менее (хотя и по своему) далек от буколической идиллии, чем жизнь современного мегаполиса.
В качестве альтернативы, противопоставляемой злу технической цивилизации, часто рассматривается биологическая цивилизация, находящаяся в гармонии с природой. Это было бы прекрасно, но, к сожалению, общепринятой формулировки определения биологической цивилизации на сегодня нет. Что это такое, остается только гадать.
Может быть, в противоположность технической цивилизации, основанной на использовании более или менее сложно устроенных инструментов из неживой материи, биологическая цивилизация оперирует прежде всего живыми объектами, приспосабливая и видоизменяя их в соответствии со своими нуждами? Люди с древности приручали животных и окультуривали растительные виды. Но при этом в качестве главных средств воздействия на «культурные» и «домашние» виды живого всегда использовались все те же неживые инструменты, как то: плуг, борона, уздечка и тому подобное. Без этих средств массовое и эффективное использование животных и растений людьми было бы немыслимо. Использование живого происходит с опорой на «неживое», следовательно, о биологической цивилизации здесь говорить не приходится.
Конечно, собака – друг человека, но она стала такой благодаря селекции с весьма жестоким отбором. И даже несмотря на это, общеизвестно, что за все века до настоящего времени селекцией так и не создано ни одного нового вида животных и растений, а лишь породы и сорта. Управлять живым по настоящему наша
техническая цивилизация, по крайней мере, до последнего времени, никогда не умела.
Предположим, как можно прочесть на некоторых Интернет-сайтах, биологическая цивилизация – это цивилизация магии. Если это так, тогда мы можем говорить о цивилизации, где люди управляли бы живыми объектами с помощью внутренних возможностей: например, взглядом бы приказывали хлебам расти, а потом усилием воли повелевали бы муравьям собирать зерна и нести их прямиком в амбары. Вполне возможно, древние колдуны, шаманы и прочие маги и впрямь могли во многом способствовать или помешать успеху самых разнообразных начинаний. Даже в наше время мы часто слышим, что в штате высших правительственных учреждений оказываются экстрасенсы, астрологи и тому подобные фигуры. Так же мы знаем, что в первобытных племенах шаман был вторым лицом после вождя и мог серьезно помочь, например, победе своего племени над соседним, но все же в этих стычках файерболы не использовались, а воевали обычные воины с луками, копьями и топорами. Точно так же и в хозяйственной деятельности – может быть, шаман и указывал верно, где охотиться, чтобы поймать зверя, или, в случае с земледельцами, когда лучше сеять, но дальше дело было за «простыми работягами», вооруженными опять же орудиями труда.
Можно смело утверждать, что все цивилизации, существующие и существовавшие на Земле, использовали технику, начиная с простейших инструментов. Могли ли быть исключения из этого правила? Нет, потому что такие характеристики гуманоидов, как прямохождение, наличие рук и бинокулярное зрение, делает их изначально приспособленными именно к техническому виду цивилизации. Взяв в руку палку или камень, человек получил первый примитивный инструмент (или оружие). Дальнейший путь предопределен – это создание, с помощью примитивных инструментов, более сложных, затем с помощью этих новых инструментов – еще более сложных средств – и так далее. Это и есть путь «переворачивающего мир» технического прогресса, «точкой опоры» которого является рука, воздействующая на неживой предмет. Это естественный путь для гуманоидов. Если где-то технический прогресс останавливается, скажем, на дротиках, то лет так через десять тысяч более прогрессивные соседи с помощью луков и стрел победят отсталость отдельно взятого племени.
В порядке ненаучной фантастики попробуем представить, как могли бы выглядеть носители цивилизации, изначально идущей по пути управления живыми объектами. Для этого они должны были бы изначально обладать совершенно иными характеристиками, нежели гуманоиды. Руки, да даже и щупальца, тут совершенно лишние – только отвлекают от основной задачи – управлять живой материей. Нужны органы, позволяющие осуществлять коммуникацию. Глаза – ну разве что не слишком развитые, органы передвижения не слишком эффективные – чтобы был стимул развивать специфические способности, наше существо должно быть не слишком приспособленным к выживанию. Зато должна изначально присутствовать способность воздействовать на живую материю – например, в виде «встроенной» в тело генно-инжинерной лаборатории, хотя бы с самыми примитивными начальными возможностями – та самая «точка опоры». Да, чуть не забыл, возможность изменять себя и себе подобных должна каким-то загадочным образом быть исключена, по крайней мере до того момента, когда эта цивилизация станет весьма продвинутой. Попросить еще одну (следующую по уровню сложности) «золотую рыбку» можно, а самому ею стать нельзя – иначе развитие остановится. Скорее всего, для осуществления подобного запрета эти предполагаемые создания должны по своей сути (на биохимическом уровне) очень сильно отличаться от жизненных форм, которые подвергаются их воздействию, то есть быть глубоко
1 2 3