Как говорил режиссер театра самодеятельности из фильма «Берегись автомобиля» - «А не взяться ли нам за Вильяма нашего, Шекспира?». Так вот после нескольких литературных обзоров я подумала, что самое время взяться за самое главное… правильно! - за эльфов. Набивший оскомину вопрос относительно содержания книги «Про ельфов?» давно стал нарицательным, хотя бы в силу того, что литература в стиле фэнтази попросту не может обойтись без представителей расы Перворожденных ( разной степени заостренности их ушей). В классических книгах-фэнтази просто обязаны присутствовать колдовство, драконы и расы «нелюдей». И если в истории про очередной мир магии и меча обойтись можно даже без гномов, то без эльфов ну просто никуда. Во всяком случае, примерно так рассуждают как читатели принципиально не читающие фэнтази, так и так называемые – «фаны правоверные», обширнейшая группа читателей, которые знают каково должно быть фэнтази, причем лучше, чем сами авторы книг. Так возникают стереотипы, и именно о них, и не только, хотелось бы поговорить на этот раз.
Что есть эльф в литературе? Вот каким вопросом я задалась на досуге.
Во-первых, эльф изначально - существо, наделенное магией, а, следовательно, его возможности превышают человеческие. Таким образом, он как бы сразу получает фору, что само по себе отнюдь не делает его фаворитом предпочтений и любви читателя.
Во-вторых, эльф всегда является антагонистом человеку, если не по содержанию, то по форме, и если не в частности, то в общей массе. Люди смертны – эльфы бессмертны, люди эмоционально открыты – эльфы закрыты, люди устремлены в будущее – эльфы в прошлое, люди подвержены болезням – эльфов ни одна зараза не берет, эльфы, в отличие от людей, все поголовно красивы, прекрасноволосы, и ясноглазы. И противоположностей иного рода тоже не счесть.

клешни, крылья и т.п.
Несправедливо, не правда ли? Получается, что с персонажем вроде Хищника (из одноименного фильма) человек может найти общий язык, понять его мотивы, а с эльфом – в исключительных и редких случаях.
С одной стороны, вина за такое положение дел лежит целиком и полностью на совести литераторов, а с другой стороны, разве для простого обывателя не ближе и важнее выдуманные страсти неких бразильских семейств, чем вполне реальное одиночество старушки-соседки за стеной? Дальние нам ближе, чем ближние? Пришельцев понять проще, чем существо, живущее рядом?
Описания эльфов в литературы располагаются в широком диапазоне. От сияющих существ не от мира сего, эфемерных и волшебных до мозга костей, до гнусных бессмертных подонков, помешанных на собственном расовом превосходстве и жажде всевластия, по причине того же бессмертия.
И, как показывает практика, истина, лежащая посередине, по сей день не обнаружена.
Рассмотрим же для начала крайности, чтобы, как минимум, определиться с границами возможного.
Как ни странно, крайне положительных образов литературных эльфов у нас раз, два и обчелся. Это, разумеется, Толкин и другие представители его поколения, которых смело можно отнести к классикам (я не имею ввиду фанфики, Эру упаси!). Госпожа Брилева, на мой взгляд, очень бережно подошла к Толкиеновским героям, и в своей книге «По ту сторону рассвета» сумела сохранить дух уважения к эльфам, как к настоящим Перворожденным, присущий творчеству Профессора. Можно отметить еще дилогию Элеоноры Раткевич
И если посмотреть на образцы научной фантастики, посвященные контакту с инопланетянами, то в большинстве своем шедевры этого жанра посвящены поиску общности между человечеством и инопланетной цивилизацией. И оказывается, что обитатели иных планет тоже любят детей, и почитают старших, надеются и верят, страдают от одиночества и умеют дружить, и выходит, что даже у до мозга костей чужих имеются и понятия о чести, и чувства, и все это - не взирая ни на какие физические отличия от людей, включая щупальца,
Чужак чужака видит издалека - Литературное обозрение - Альфирин №4
1 2 3