Как
говорил режиссер театра самодеятельности из фильма «Берегись автомобиля» - «А
не взяться ли нам за Вильяма нашего, Шекспира?». Так вот после нескольких литературных
обзоров я подумала, что самое время взяться за самое главное… правильно! - за
эльфов. Набивший оскомину вопрос относительно содержания книги «Про ельфов?»
давно стал нарицательным, хотя бы в силу того, что литература в стиле фэнтази
попросту не может обойтись без представителей расы Перворожденных ( разной степени
заостренности их ушей). В классических книгах-фэнтази просто обязаны присутствовать
колдовство, драконы и расы «нелюдей». И если в истории про очередной мир магии
и меча обойтись можно даже без гномов, то без эльфов ну просто никуда. Во всяком
случае, примерно так рассуждают как читатели принципиально не читающие фэнтази,
так и так называемые – «фаны правоверные», обширнейшая группа читателей, которые
знают каково должно быть фэнтази, причем лучше, чем сами авторы книг. Так возникают
стереотипы, и именно о них, и не только, хотелось бы поговорить на этот раз.
Что есть эльф в литературе? Вот каким вопросом я задалась на досуге.
Во-первых, эльф изначально - существо, наделенное магией, а, следовательно,
его возможности превышают человеческие. Таким образом, он как бы сразу получает
фору, что само по себе отнюдь не делает его фаворитом предпочтений и любви читателя.
Во-вторых, эльф всегда является антагонистом человеку, если не по содержанию,
то по форме, и если не в частности, то в общей массе. Люди смертны – эльфы бессмертны,
люди эмоционально открыты – эльфы закрыты, люди устремлены в будущее – эльфы
в прошлое, люди подвержены болезням – эльфов ни одна зараза не берет, эльфы,
в отличие от людей, все поголовно красивы, прекрасноволосы, и ясноглазы. И противоположностей
иного рода тоже не счесть.
клешни,
крылья и т.п.
Несправедливо, не правда ли? Получается, что с персонажем вроде Хищника (из
одноименного фильма) человек может найти общий язык, понять его мотивы, а с
эльфом – в исключительных и редких случаях.
С одной стороны, вина за такое положение дел лежит целиком и полностью на совести
литераторов, а с другой стороны, разве для простого обывателя не ближе и важнее
выдуманные страсти неких бразильских семейств, чем вполне реальное одиночество
старушки-соседки за стеной? Дальние нам ближе, чем ближние? Пришельцев понять
проще, чем существо, живущее рядом?
Описания эльфов в литературы располагаются в широком диапазоне. От сияющих существ
не от мира сего, эфемерных и волшебных до мозга костей, до гнусных бессмертных
подонков, помешанных на собственном расовом превосходстве и жажде всевластия,
по причине того же бессмертия.
И, как показывает практика, истина, лежащая посередине, по сей день не обнаружена.
Рассмотрим же для начала крайности, чтобы, как минимум, определиться с границами
возможного.
Как ни странно, крайне положительных образов литературных эльфов у нас раз,
два и обчелся. Это, разумеется, Толкин и другие представители его поколения,
которых смело можно отнести к классикам (я не имею ввиду фанфики, Эру упаси!).
Госпожа Брилева, на мой взгляд, очень бережно подошла к Толкиеновским героям,
и в своей книге «По ту сторону рассвета» сумела сохранить дух уважения к эльфам,
как к настоящим Перворожденным, присущий творчеству Профессора. Можно отметить
еще дилогию Элеоноры Раткевич
И
если посмотреть на образцы научной фантастики, посвященные контакту с инопланетянами,
то в большинстве своем шедевры этого жанра посвящены поиску общности между человечеством
и инопланетной цивилизацией. И оказывается, что обитатели иных планет тоже любят
детей, и почитают старших, надеются и верят, страдают от одиночества и умеют
дружить, и выходит, что даже у до мозга костей чужих имеются и понятия о чести,
и чувства, и все это - не взирая ни на какие физические отличия от людей, включая
щупальца,