чуждыми
своему окружению.
К нам все это не имеет, впрочем, никакого отношения. Гуманоидная цивилизация
не может развиваться на основе управления живой материей – по крайней мере,
в качестве мейнстрима.
Оставим фантастические описания инопланетных форм жизни и вернемся на Землю.
Археология, в т.ч. и «запретная», предоставляет нам многочисленные свидетельства
технической материальной культуры нынешней и, возможно, более ранних цивилизаций.
Как только мы находим лук, копье или глиняный горшок, мы можем констатировать,
что имеем дело с техногенной цивилизацией на ранней стадии развития.
Тогда что же все-таки это за зверь – биологическая цивилизация? Если кто-нибудь
знает ее точное определение, то я с удовольствием его выслушаю.
А пока посмотрим, какую перспективу рисуют нам современные горизонты науки и
техники.
Развитие биотехнологии, генная инженерия могут позволить нам осуществлять действительно
эффективное управление биосферой. Результат может внешне выглядеть очень похоже
на вышеописанную картину с растущими и цветущими по приказу растениями, но в
основе будет лежать не магия, а сложнейшая и тончайшая биотехнология. Но на
этом пути можно с легкостью нарушить баланс биосферы и загадить природу не хуже,
чем это сейчас удается нам при помощи техники, да и возможностей для взаимо-
и самоистребления биотехнологическая цивилизация предоставит не меньше, а, пожалуй,
больше, чем нынешняя техногенная. Сам по себе переход цивилизации на биологические
рельсы, как видно уже сейчас, даже если и решит существующие проблемы, создаст
не меньшие. Располагая столь мощными средствами, слишком легко запустить цепную
реакцию распада. Опустошительные эпидемии – лишь одна из возможностей, другие
– искусственно вызванные экологические кризисы, воздействие через биосферу на
климат…
Другим, помимо биотехнологий, направлением научно-технического прогресса, обещающим
«магические» возможности, является нанотехнология. Возможность осуществления
этих обещаний многие специалисты ставят под вопрос, указывая на значительные
технические сложности принципиального характера. Если эти трудности будут преодолены,
то быт и социальные отношения изменятся до неузнаваемости. Во всяком случае,
разделение труда и товарно-денежные отношения, если они вообще сохранятся, будут
выглядеть совершенно иначе, современный нам капитализм уйдет в прошлое. Опасности,
поджидающие нас на этом пути, также велики и очевидны.
Вопреки тому, что утверждали классики марксизма-ленинизма, сознание первично
по отношению к бытию, а, следовательно, наше бытие (или небытие) есть отражение
нашего сознания. Если мы хотим избежать фатального исхода, то совершенствуя
свои возможности, необходимо самим совершенствоваться – прежде всего, внутренне.
До тех пор, пока человечество в поисках альтернативы будет перебирать различные
пути материального прогресса, забывая о духовном прогрессе, о развитии сознания,
оно будет сталкиваться с угрозой самоуничтожения. Иногда кажется, что сознание
человека вообще не меняется с древнейших времен. Но все же за свою историю человечество
пережило некоторое количество глубоких сдвигов сознания, и тот факт, что духовный
прогресс, очень медленный и крайне неравномерный, все же имеет место, оставляет
нам надежду на лучшее.
11.02.2006