«Таэ эккейр» и «Ларе-и-Т’аэ», где эльфы представлены как персонажи сугубо положительные, что есть большая редкость, в них эльфом является один из двух имеющихся главных героев. Обычно, эльфы - это герои второстепенные. И я примерно представляю себе, почему так получается.
Считая за аксиому тот факт, что литература призвана отразить все возможные проявления человеческого духа, высоты его и низины, раскрыть читателю смысл жизни на примерах поступков и помыслов героев, мы приходим к пониманию, что часть литературных эльфов на самом деле таковыми не являются. Это те же самые люди, которым приписаны все пороки, страсти и комплексы, которые бы испытывал человек, получив во владение бессмертие, неуязвимость перед болезнями, физическую красоту, и в довесок неприязнь окружающих, их отчуждение и желание избавиться от такого чужака. Пример: эльфы в цикле «Ведьмак» А. Сапковского. Возьмите человека со всеми вышеозначенными свойствами, поместите его в мир, где представители другой расы веками притесняют и истребляют таких как он, умертвите всех его близких, озлобите преследованиями, израньте и ожесточите. И получите – Изернгрима Фаоильтиарна, Железного Волка.
Существует так же литературный прием, когда образы эльфов - как лакмусовая бумага для раскрытия качеств главного героя – человека. Грубо говоря, на шкуре эльфа наш герой испытывает себя на терпимость, учится с уважением относиться к чужой культуре, обычаям и мировоззрению, заодно герой демонстрирует гораздо более высокую способность к выживанию и изменчивости собственной расы, а соответственно, сподвигает читателя к мысли о великих возможностях человечества, как залога
будущего развития и процветания.
Есть и обратный вариант данного метода. Главный герой – человек - вступает в конфликт с эльфом, в основном, и как правило, это происходит из-за разницы в мировоззрении двух рас, и естественно, что главный герой выходит из схватки с оппонентом победителем именно потому, что является человеком и исповедует человеческий подход к решению проблем и человеческое видение моральных аспектов сложившейся ситуации.
«Любые из людей…при столь очевидном численном перевесе просто ломанулись бы вперед всей массой и, замостив этот окаянный брод собственными трупами, за считанные минуты захлестнули бы реденькую цепочку стрелков. Не то эльфы; слишком высока цена жизни Перворожденного, чтобы так вот устилать их телами берега безвестной речушки в Темнолесье.» К.Еськов «Последний кольценосец».
Эльф дорожит своей бессмертной жизнью, значит, человек будет напропалую рисковать своей и чужими жизнями. Эльф останется неизменным в своих привязанностях, традициях и принципах, человек как существо изменчивое пройдет свой путь изменений с гордо поднятой головой. Причем акцент делается именно на неспособности эльфа измениться под воздействием обстоятельств и среды, в силу собственной природы и изначально заложенных качеств. Люди точно так же, т.е. априори, наделяются авторами способностью к лабильности мышления и поведения, что, собственно говоря, и делает их победителями.
Не любить эльфов почти модно, о чем не устают повторять герои книг на протяжении всего повествования. Трилогия Вероники Ивановой изданная в серии «Магия фэнтази» - «И маятник качнулся», «На полпути к себе», «Вернуться и вернуть» тому подтверждение, и её главный герой Джерон активно не любит «остроухих», но тем не менее находит среди них друзей. Более того, он спасает свою обидчицу-эльфийку, распутывает внутриэльфийский заговор и покровительствует юному посланнику эльфу. Есть только один немаловажный нюанс : Джерон – по сути своей дракон-оборотень.
Наиболее удачным примером изображения эльфов в моем представлении остаются ситхи из монументального романа-эпопеи Тэда Уильямса «Трон из костей дракона» (Tad Williams “The Dragonbone Chair”). Сюжет о юноше, прошедшем все испытания и страшные опасности, победившего дракона, восстановившего справедливость и изгнавшего короля-узурпатора, не нов, но высокое мастерство Тэда Ульямса сделало эпопею подлинным шедевром литературы-фэнтази, заслуживающей отдельной статьи. Если же остановиться на эльфах, именуемых Уильямсом ситхами, то он смог создать характеры и образы в принципе нечеловеческие. Принц Джирики, его сестра Адиту, их мать Амерасу И’Сендит но-э-са’Онерсей и другие ситхи в принципе не люди. Они мыслят иными категориями, они руководствуются совершенно отличными от человеческих чувствами. И выглядят они иначе, без всяких длинных клыков, как в «Хрониках Сиалы» Пехова, и без перламутровых глаз, как у альвов Пола Андерсона в романе «Сломанный меч». Впрочем, в чем же еще состоит талант мастера пера, как не в умении вольно владеть словом и творить незабываемые образы.
Другая крайность – подача образов эльфов как злодеев, полностью лишенных сострадания, жалости и уважения к другим расам, нашла в литературе, к сожалению, большое распространение, и даже популярность. Я остановлюсь только на одном произведении, которое в полной мере отражает наметившуюся в последнее время тенденцию обливать эльфов грязью. Рассказ «Горлум и Ласталайка» (автор - Михаил Харитонов) лично мне представляется произведением крайне реакционным и даже расистским.
Уж не знаю, чем так насолили автору эльфы, «Властелин колец» (как в печатном варианте так и в экранизированном), и сам Толкиен, но господин Харитонов постарался излить все свое недовольство, вкладывая в уста Профессора следующую фразу : «Эльфы создали отвратительную цивилизацию. Возможно, самую страшную из всех когда-либо существовавших на Земле... хотя по-своему совершенную. Они решили основную проблему человечества: разделение на господ и рабов.». Наркоманом и немецким шпионом был по версии автора Толкиен, а не убежденным антифашистом и глубоко верующим человеком. «Когда началась война, я был, конечно, на стороне своей страны, да, но я хорошо понимал Гитлера, потому что я знал тайну. Его великой миссией было очистить Европу от эльфов».
1 2 3