Исследования

Астен,  эльф, брат Эмзара, высказывает весьма спорную мысль: «…бессмертие почти то же самое, что небытие, потому что я устал от пустоты, от бессмысленности, от покоя. Человеческая жизнь коротка, но она ЕСТЬ, вернее, МОЖЕТ БЫТЬ, если ею распорядиться, как следует. А что такое моя жизнь, жизнь моих соплеменников? Ее словно бы и нет. Исчезни мы, никто не заметит. Мы существуем, и, опять-таки, это касается только нас». Мысль представляется спорной, потому как не в длине жизни дело, а в ее качестве. Эльфам разве что спешить некуда, отсюда и кажущаяся бездеятельность, отсутствие стремления к развитию вообще. Но, тем не менее, развитие есть. Сосуществование же с иными расами может сделать неизбежным не только развитие, но и – более кардинально – изменение.

Вопрос о старении достаточно интересен и в современной науке. Открываются неизвестные гены, отвечающие за нестарение организма, замечается связь изменения организма с убеждением или неубеждением индивида в способности меняться и прочие весьма занимательные вещи.

В фэнтези традиционно эльфы живут как минимум долго. Камша поддерживает эту традицию, отметив при этом связь старения эльфа с его нахождением среди людей. То ли причины изменения – в представлениях самого эльфа, считающего себя долгое время человеком, то ли чем-то другом - автор «Хроник» умалчивает  об этом.

Одной из болезненных особенностей эльфийской расы является Эфло д`огэр.  В.Камша так называет знание причин гибели. Например, Астени знает, что Эстель Оскора станет его судьбой, причиной смерти, а Рамиэрль почти теряет сознание от боли, когда чувствует смерть Астени. Кроме того, есть еще одно: эльфы, особенно близкие друг другу, чувствуют смерть родственника или друга, который (по Камше) перед кончиной подумал об оставшемся в этом мире

товарище.

Также автор фэнтези отмечает еще одну особенность эльфов – чувствовать сородича; чувствовать того, в ком есть хоть капля эльфийской крови.

В признании подобных способностей Камша не оригинальна: редко кто из писателей лишает своих персонажей-эльфов присущих им особенно  развитой интуиции, эмпатии, задатков осанвэ – более близкого, чем просто телепатия, мысленного контакта.

Возможно ли, что подобные качества могут быть присущи людям? Или эти люди обязательно в таком случае несут в себе эльфийскую кровь? А возможно, интуиция, присущая людям, имеет иную природу и (или) качество? (Кстати, никогда и в жизни не встречала людей, которым интуиция или эмпатия абсолютно не были бы присущи. Вспомним, например, пресловутую «женскую интуицию»).

В то же время весьма интересно влияние субъективного и подсознательного на чистое истинное восприятие реальности, находящейся на расстоянии от эльфа. Обращаясь к реальности, не могу не вспомнить размышления Юнга («Психология бессознательного», «Об отношении аналитической психологии к поэзии») о влиянии всевозможного подсознательного и бессознательного; как оно действует в каждом случае, который уникален, никогда не станет абсолютно точно известно.  Не могу не вспомнить, например, и более банальное – ошибки в интерпретации моего настроения некоторыми интернет-собеседниками, не лишенными способностей к интуиции и эмпатии, но, тем не менее, ошибившимися.  Причин этому, вероятно, множество, но главное – нельзя отрицать факт возможного искажения в объяснении или видении реальности, находящейся на расстоянии.

 

А если ошибки свойственны и эльфам (а почему бы и не возникнуть такой особенности образа?), то не только люди способны ошибаться.

В связи с данным высказыванием возникает вопрос: если ошибки существуют, то их причины у эльфов и людей одинаковые или имеют разную

основу?

Камша сделала проще: похоже, она полностью избавила своих прекрасных персонажей от искажения восприятия реальности на расстоянии.

Говоря о способностях эльфов, необходимо отметить их связь с природой и с животными. «…эльфы, любимые дети Творца», - пишет Камша («Несравненное право»).  Эльфы – «бывшие Хранители Рассветных Земель», поэтому природа подчиняется и помогает им. «Кони волновались, не хотели идти, но эльфы могут заставить любое животное подчиниться своей воле, а уж своих питомцев тем более».

Здесь возникает вопрос: «могут заставить» или являются настолько частью природы, что и заставлять не нужно никого и ничто (образуется полное взаимопонимание - настолько полное, что и животные, и растения воспринимают эльфа как друга или частью себя)?

Камша, похоже, представляет персонажей все же иначе: «Любимые дети Творца» - и именно поэтому эльфам подчиняется (именно подчиняется) природа.

Интересно в связи с этим обратить внимание на взаимосвязь людей и природы в романе. Рысь Преданный служит Эстель Оскоре… Он не является сознательным другом, потому что сознание животного под влиянием магии находится между человеческим и разумом обычного хищника. Рысь испытывает привязанность, но эта привязанность возникает мгновенно, стоит лишь надеть на животное и его будущего хозяина магические украшения, эту связь поддерживающие. Преданный заколдован оберегать хозяина и его друзей. В книге оговаривается, что рысь не стала бы прежним животным, если украшения были бы сняты, но все же ясно видно наличие власти над Преданным с помощью магии.

Таким образом, ключевыми моментами для понимания отношений люди-природа являются «магия», «власть», «служение». Для отношений «эльф-природа» - то же самое. Только если в случае с людьми используется посредник – магический предмет, то эльфы сами являются источником магии.