Исследования

Получается, что В.Камша в «Хрониках Арции» в плане взаимосвязи эльфов и природы не делает особых различий между «детьми Творца» и людьми.

Эльфы, представленные в «Хрониках…», прекрасны, практически бессмертны, …но не так совершенны, как кажется на первый взгляд. Не всем эльфам свойственна гармония, некоторые завистливы, злы и даже подвержены безумию.

Такова, например, сестра Рамиэрля Эанке. Убежденная в том, что эльфы намного лучше людей (во всех отношениях), в том, что эльфы не должны заниматься проблемами человечества, она настаивает на поиске Пути из этого мира. Отвергнутая Клэром, разочаровавшимся в ней, Эанке грубо мстит. Правда, как и все эльфы, она не способна на ложь, обман: Эанке всегда говорит то, что думает, но, обезумев, создает отряд и пытается убить Герику. Даже мать эльфийки, сочувствующая ей поначалу, говорит, что ее дочь безумна. Именно попытка убить Эстель Оскору приводит к гибели всех эльфов, отправившихся с ней, ее самой и Астена, пытающихся остановить молодых спутников Эанке.

Убийца не способна на грубую ложь, но она способна на предательство: когда она видит, что ее сторонники начинают понимать, что заблуждались и переходят на сторону Астена, она нападает на своего дядю со спины и убивает его. Эанке убивает  эльфа, более того, родственника. И это убийство, совершенное ею, не первое.

Предательство и злоба не свойственны эльфам вообще, но Эанке безумна – это упоминается в романе не зря.

Да,  образ эльфа-elda  привлекает читателя даже не столько магией и внешностью, сколько непознанным, непонятным, отличным. Читатель ожидает от не-человека нечеловеческого Мышление и психология составляют основу любого существа помимо физиологических особенностей.

В.Камша уверена, что «…люди, что гоблины, что эльфы – природа одна. Никто не любит принимать неприятные решения, а тем паче брать на себя ответственность». («Несравненное право»). Итак, утверждается тождественность природы эльфов и людей, а, следовательно, особенностей мышления и психологии. И это несмотря на то, что эльфы Арции – существа иного Мира, несмотря на небывалую у людей красоту, здоровье, долгую молодость.

Правда, в отличие от людей, эльфы, как уже говорилось, никуда не спешат (но и у них должна быть цель в жизни), эльфы тянутся к прекрасному и создают его – это ли не особенности мышления? Ведь человеку не каждому дано быть поэтом, музыкантом или художником, а эльфы Камши, так или иначе, все близки к искусству.

Хотя эльфы и стараются жить обособленно, не вмешиваясь в дела людей, а некоторые из них прямо считают себя существами более высшего порядка, чем люди, в действительности абсолютной дистанции между двумя расами не существует: «… проклятие выбора, цели, средств, совести они (эльфы) несли так же, как и мы (люди)». («Несравненное право»).  Именно это сходство позволяет Астену полюбить Эстель Оскору.

Эльфы так же, как и люди, постоянно находятся перед выбором: вмешиваться или нет? Задаются вопросами: как поступить, как помочь? Они страдают, любят, ненавидят, воюют и создают.

В. Камша опровергает мнение, что эльфы не имеют семьи с людьми: Рене – потомок смешанного союза между эльфом и человеком. Опровергает автор романа и верность eldаr  «единственной любви в жизни». Астен любит три раза  (именно любит, а не просто имеет связь – именно «просто» эльфам «Хроник…» не свойственно.): крестьянку Кэрна, человека, настоящее имя которой забывает за давностью лет; свою жену Нанниэль, к которой охладевает; Герику, Эстель Оскору. Камша утверждает, что эльфы часто имели связь со смертными, от которых могли иметь детей.

Эта странная тяга несколько противоречива: с одной стороны, эльфы стремятся к замкнутости в

своем узком кругу; с другой, словно подталкиваемые Тенью-подсознанием, часто покидают круг «своих» ради связи с иными расами. Впрочем, эльфы достаточно различны во взглядах. Рамиэрль – один из тех, кто терпим к представителям иных рас, но и ему нужно было время, чтобы принять гоблинов, «детей Тьмы», начать уважать их, ведь эльфы испытывают инстинктивное отвращение к грубым варварам с гор, служителям Ройгу – так утверждается в романе.

В целом создается впечатление, что эльфы, изображенные в «Хрониках…», доказывают, что крайности (или стремление к ним) создаются самими персонажами, а не даны Природой.

Вероятно создание художественных образов зависит от мировоззрения самого автора, от его увлечений, знаний, занятий.

Сама В.Камша в одном из интервью (http://www.mirf.ru/Articles/print97.html) называет свои произведения «историческим фэнтези». Талантливая писательница считает, что «игра – это игра, а жизнь – это жизнь, смешивать их нельзя…», а «Если человек вообразит себя эльфом, возьмет деревянный меч, затаится в темном подъезде…», то его нужно лечить.

В.Камша вообще против «нереальности» (сказки) и всего, что могло бы ассоциироваться с ней хотя бы отдаленно: даже совершенно необычное явление, действительно имеющее место быть в жизни, автор не считает приемлемым использовать в хорошем фэнтези, иначе «читатели хором возопят: «Не верим!»

Автор «Хроник…» утверждает, что особенности создания образов, сюжетных линий во многом объясняются тем, что она ориентируется «на земную историю». Получается, что по сути изображаются не эльфы, гоблины, маги, а люди. Пусть наделенные необычными свойствами, но люди со своей психологией, проблемами, своими поисками истины. Именно человеческая реальность отражена в произведениях В.Камши, именно с человеческой точки зрения нужно понимать всех персонажей ее произведений.

Всегда ли человеческое аналогично эльфийскому образу в литературе? Вывод можно будет сделать, только рассмотрев творчество многих авторов...