История

сообщает, что, финикийский искатель приключений Гимилько проплыл на север вдоль побережья Иберии (Пиренейского полуострова) и достиг богатых оловом берегов Альбиона. В любом случае, были ли финикийцы на Альбионе или не были,   они много чего завезли грекам, включая алфавит.

Вместе с буквами и товарами финикийцы привнесли и свои верования. Но если главные боги редко кочуют вместе с торговыми судами (они всё больше путешествуют с войсками), то мелкие зловредные духи (равно как и крысы, и экзотические заболевания) путешествуют вполне успешно, вторгаясь в жизнь граждан, не подозревающих об их зловредности. Эти верования и распространяются примерно так же, как эпидемии.

Зачастую достаточно лишь небольшого отличия от местного домового или шишиги, чтобы пантеон мелких духов обогатился новым «пакостником». В деле созданий поверий такая практика не изжила себя и сегодня. Не обошлось и без вечной человеческой привычки назначать ответственного за определенную сферу жизни или фронт работ даже во время расцвета Христианства. Разница образовалась лишь в том, что всевозможным многочисленным святым покровителям возносят молитвы и возжигают свечи, а во времена язычества духов-покровителей задабривали водой, едой и просьбами безо всяких свечек. Суть у тех и других  разная, как и смысл деятельности и статус, но со стороны людей посыл один и тот же: без помощи тех, кто наделен сверхъестественными способностями, ну просто никуда.

С появлением Христианства ни пикси, ни прочие мелкие духи не исчезли, а перешли как наследие тёмного языческого прошлого в разряд бесовской силы. Так что не стоит забывать и о том, что ни один образ мелкого духа не является «чистым» или хоть как

-то близким к изначальному прототипу. То, что нам досталось от прежних веков в виде мифов, является почти конечным вариантом (процесс трансформации мифов не завершен и вряд ли когда остановится).

Совершенно невозможно точно сказать, чем именно занимались пикси у финикийцев. Есть лишь упоминания историков древности о том, что нос каждого финикийского корабля был украшен талисманом-оберегом в виде животного. Возможно, пикси когда-то были животными-талисманами…. Можно лишь предположить на основе деятельности и способностей этих духов-пикси, что какое-никакое, а отношение к лошадям они имели. Пройдясь по истории, пикси претерпели такую перековку, что финикийцы и не узнали бы в них своё «начало». Пожалуй, даже долгий путь от волка до чихуа-хуа был не столь извилист. Точных же сведений о мелких финикийских духах и бытовых поверьях не сохранилось: нет достаточного количества текстов. И.Ш. Шифман надеялся, что когда-нибудь будет найдено нечто столь же ценное, как глиняные таблички с клинописью или Розетский камень: «...Остается только выразить надежду, что раскопки в песках Сахары, в Сирии и в Ливане со временем откроют нам произведения финикийской литературы, что позволит поднять изучение финикийского языка на более высокую ступень». Не знаю, как насчёт Сирии и Ливана, а вот перекопать Сахару весьма проблематично. Так что мы еще очень не скоро узнаем, за какую-такую сферу деятельности отвечали пикси и отвечали ли вообще. Зато можно найти родственников тех пикси, каковыми сегодня являются английские пикси. И искать их следует в Дании.

Пикси – «Так в Гемпшире называют духа, схожего с северным Брэгом из Данни. Кейтли в "Эльфийской мифологии" цитирует слова Капитана Гроуза: "В Гемпшире Пикси-Жеребчиком называют предполагаемого духа или эльфа, который в обличье лошади жеребцует, то есть ржёт и заводит лошадей в болота и т.п." В Сомерсете, однако, пикси-жеребчик, опять-таки в обличье жеребенка, — сторож садов,

который гоняет яблочных воришек». Смешение  под именем эльфов как пикси, так и прочих созданий, о которых речь пойдёт ниже – очень английская традиция. Так что не удивляйтесь, но… «брэг еще и - один из проказливых, меняющих обличье гоблинов. Как ирландский Фука (Phooka), он часто принимает облик лошади. Живет он в Северных графствах, изобилующих хобгоблинами». Европа, конечно, не превзошла Британию и Ирландию в деле запутанности «кто есть кто», но и не очень-то от неё отстала.

В "Фольклоре Северных Графств" Уильям Хендерсон цитирует несколько сказок о Пиктри Брэге, рассказанных сэром Катбертом Шарпом в "Венке епархии". В этих сказках брэг также менял обличье. Этот «родной брат» пикси и всех «эльфов» мог быть ягненком с белым платочком, повязанным вокруг шеи, иногда — ослом; однажды он появился в виде четырех мужчин, несущих белую скатерть, а в другой раз — как голый человек без головы. «Одна пожилая леди рассказывала историю, случившуюся с ее дядей. У того был белый костюм, который постоянно приносил ему несчастье. Первый раз надев его, он встретил брэга, а в другой раз, возвращаясь домой с крестин в этом самом костюме, он снова встретил брэга. Дядя был храбрым человеком и прыгнул ему на спину: «Но Брэг начал так брыкаться, что дядя едва удержался на нем; и в конце концов тот забросил его на середину пруда и убежал, громко заржав и засмеявшись, совершенно как христианин, слово даю». Катарин Бриггс "Эльфийский словарь" (Перевод Степан М.Печкин, 1998-2000) — Penguin Books, 1977

Брэгг