История

становлении мифа это вполне возможно. Надо только собрать в одном месте требуемые ингредиенты и подождать пару сотен лет. А можно и не собирать, народ сам доставит требуемое по адресу.

«В Греции всё есть» (с). Сегодня, конечно, меньше, чем раньше, но были же и времена изобилия. «Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту, охотятся…» Еще играют на лютнях, заманивают путников в глушь, соблазняют… Узнаете? Нет, это не эльфы. Это греческие нимфы – духи гор, ручьёв, гротов и всего прекрасного, журчащего, благоухающего. Римляне этих красоток не выбросили на свалку истории. Так в Британию попали: а) духи, б) прекрасные и соблазнительные, в) близкие к природе, г) те, которым надо приносить дары («алтари эльфов» сохранились кое-где до сих пор, правда, подарков туда уже не приносят), обладающие всеми свойствами, которые можно найти в прекрасных фэйри, в) из Скандинавии приплыло слово «альф», после чего все смешалось…

Размер нимф слегка пострадал от времени, что встречается в мифах сплошь и рядом, при попадании древних преданий в фольклор. Но здесь был повинен ещё и такой ингредиент, как «дух», он же – спрайт (каковыми – спрайтами – фэйри-эльфы Британии и являются). Не меньшую службу в этом деле сослужила Психея как олицетворение духа и души, а так же дыхания, что для греков, а потом и для римлян было тождественным. Она была не только такой, как её ваяли из мрамора, но и  с крылышками. То есть бабочкой. Древние греки представляли себе души умерших чаще в виде бабочки, реже – в виде птицы. Так что в Греции, если Вы скажете, что поймали психею, Вас поймут правильно: все энтомологи ловят бабочек, то есть – психей.

Бабочки успешно размножались с незапамятных времен и поселились во многих верованиях народов (даже греки здесь не первые). Насекомые с

крылышками не так просты, как кажутся: образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда же и поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis — «свирепая»), что бабочки — это души умерших. У славян  ночные бабочки – душа спящей ведьмы, которая вылетает ночью «на пакости» ввиду своей гадкой сути.

Дальнейшее развитие эта идея получила в представлении о том, что все вообще бабочки — это души, запозднившиеся на земле, иные навсегда, иные в ожидании ухода в чистилище. Поэтому любая случайно встреченная бабочка может оказаться душой родича или друга, и ее ни в коем случае нельзя убивать или наносить ей какой-либо вред. В Ниддердейле и Девоншире бабочек считают душами детей, которые умерли некрещеными и потому не могут попасть в рай. И если Вы подумаете, что пикси и прочие эльфы-фэйри далеко улетели от такого «образа», то ошибётесь:

Психея

«По некоторым источникам, пикси - духи детей, умерших до крещения; по другим -- это духи друидов или язычников, отошедших в мир иной до пришествия Христа, а потому не попавших ни в рай, ни в ад (рая они не заслуживают потому как язычники, а чтобы отправиться в ад, недостаточно много грешили)». Подробнее можно посмотреть, например, здесь:
http://putnik.nkorol.ru/franc/page_4.html.

Духам-фэйри, уж поскольку они именно духи, красивые крылья достались именно от этого поверья.

Сейчас сложно сказать, сами ли римляне, отправляясь захватывать Альбион, или уже получившие таких же крылатых духов, шедшие впереди римлян народы, принесли в Британию крылья для фэйри, но факт остаётся фактом: крылья эльфов выросли раньше самих преданий об эльфах на Британских островах. А образ духа-бабочки оказался настолько живуч, что перекочевал и в Христианство как символ воскресения души и тела и присутствует на многих полотнах художников средневековья.

Уши… уши поначалу росли из той же греческой мифологии. У наяд и дриад в лесах и полях царило не чисто женское общество. Половину популяции природных духов составляли не менее веселые, поющие, пьющие, лесные божества и демоны плодородия – сатиры. На большинстве полотен христианских художников они очень по-эльфийски остроухи. Именно христианство явилось причиной становления остроухости.  Языческое, а значит, греховное и мерзостное, должно было искореняться. Прежние божества и полубожества были признаны несостоятельными, полуживотными, и пополнили «пантеон ада». Сатир и чёрт в изображениях христианских художников – близнецы-братья. Остроухость, как животная черта, приписывалась всем бесам, в разряд которых попали заодно и все духи, включая фэйри и цветочных эльфиков. Миф впитал в себя очередное новшество, но от этого не перестал был противоречивым, что и свойственно мифу. Поэтому эльфы Британии то с крылышками и мелкие, то умудряются подменить ребенка человека на своего, а матери еще и сомневаются: подменыш или нет. Ну