История

В нашем журнале было опубликовано несколько статей по истории костюма в рамках реконструкции и истории. Хотелось бы расширить эту тему таким важным элементом одежды как обувь. Без неё любой костюм был бы не полон. К тому же, обувь - неиссякаемый ресурс для творчества в деле воссоздания оригинальной одежды минувших эпох.

 

Реконструкторы, поклонники ролевых игр и просто любители истории часто спорят: «Какой век считать самым изящным, как по части одежды, так и по части обуви?» Не меньше споров возникает и вокруг обуви, которую могли бы носить эльфы. Если с мужской, не раз упоминавшейся в произведениях Профессора Толкина, всё более-менее ясно, то женская варьируется от «вообще никакой» (танцующие на поляне босоногие эльфийки), до современных ботфортов на «шпильках» в изображении художников фэнтези-жанра.

Сегодня мы можем купить практически любую обувь: от почти точной копии византийских туфелек до облагороженных модных валенок. Насколько современный ассортимент копирует большинство исторических моделей, вы сможете сделать вывод сами. А вот, похоже ли что-то на то, что могли бы присмотреть себе эльфы? Или стоит обратить внимание на футуристические модели?

 

Для начала – исторический обзор.

Поскольку речь пойдёт об обуви тех эпох, о которых у нас есть точные сведения, следует сказать пару слов о главных направлениях развития костюма.

Все изменения функциональной основы костюма касались непосредственно обуви, которая всегда являлась активным его элементом. В создании формы костюма было важно его «отношение»

Обувь

к естественным, природным формам фигуры. В развитии исторического костюма было два направления: прогрессивное и регрессивное.

Прогрессивным счтается направление, в котором костюм следует пропорциям тела, подчиняется его линиям; регрессивное – когда форма костюма главенствует над телом, и оно должно деформироваться согласно заданной форме. Благодаря регрессивному направлению возникли корсеты, панье, кринолины и шнуровки. Если платье сильно стягивало тело, закрывало шею и руки, доходя внизу до щиколоток, то обувь следовала тем же принципам, т. е. иллюзорно деформировала естественную форму стопы, видоизменяя её пропорции, и - наоборот: свободные драпировки одежды, еле касающиеся тела, согласовывались с лёгкой, простой, не сдавливающей ногу обувью.

Итак -Древний мир и Средние века.

Обувь, также как и одежда, могла многое поведать о владельце: климате, в котором он живет, социальном статусе и финансовом достатке. Впрочем, и сегодня сохраняется то же положение дел.

В античный период обувь не отличалась большим разнообразием, как и фасоны одежды. Так, греки долго ходили босыми, но постоянные военные походы, путешествия и торговля «заставили» их обуться. Первой обувью стали сандалии. Они подвязывались к ноге переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Греки также носили крепиды – обувь на толстой подошве, привязывавшуюся ремнями или кожаными шнурами, эндормиды – высокую шнурованную обувь. Актеры надевали котурны –