В Париже Иоанн II издал особые постановления, касавшиеся башмачного ремесла, что имело влияние на производство обуви, но не могло изменить моды. Не остановил ее распространение и штраф в 5 флоринов, который наследник Иоанна, Карл V, установил за ношение такой обуви.
Пустой носок забивали паклей. Пулены стали и символом флирта, каковой их длина позволяла вести под покровом скатерти – за столом. Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили Божьим наказанием за пулены.
Несмотря на запреты Карла V и всевозможные убеждения, женщины продолжали носить обувь с заостренными носками. Только в царствование Карла VI ее популярность несколько ослабла, чтобы потом вновь усилиться.
Несколько раз длину носков пытались регламентировать. Вот так: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам — в 2 ступни, рыцарям — в 1,5 ступни, горожанам — в 1 ступню, простолюдинам — в 0,5 ступни.
В Англии Эдуард IV в 1461 году ограничил максимальную длину заостренных носков обуви двумя дюймами (1 дюйм = 2, 54 см), но никто не хотел отказываться от увеличенного размера носков, который считался «принадлежностью хорошего тона».
Около 1480 г. в Германии эта мода исчезла, о чем сообщает хроника, тут же указывая на новую моду - широкие и просторные башмаки. Их носили и после 1500 г. на протяжении жизни целого поколения.
Да и в Англии, в царствие того же Эдуарда IV (до 1483 года) упрямая мода на длинноносую обувь, достигнув своего предела, сменилась модой на
тупоносую обувь на широкой подошве. В то же время появилась дополнительная обувь – новое изобретение, вызванное необходимостью облегчить и сделать удобнее ходьбу в модной обуви с непомерно длинными носками. Вспомогательная обувь была известна ещё со времен Рима. Помимо паттернов на деревянной платформе, не менее популярными были "подставочки для льда"... коньки.
Обыкновенная, немодная, обувь состояла из
полусапог и сапог с длинными голенищами выше колен, с отворотами для большего удобства.
С развитием сапожного мастерства появились, помимо простой обуви, различные богато отделанные ботинки, полуботинки и полусапожки. Встречались ботинки, разрезанные вдоль подъема, где иногда пришивались маленькие красивые пуговицы для застежки. Нарядная обувь шилась из материй, затканный золотом и серебром, зашивалась жемчугом и т.д., иногда делалась на завязках или на шнуровке. Также носили башмаки с отвернутыми ушками и разными выпуклыми украшениями.
Полуботинки были всевозможных цветов, чаще всего красного и голубого. Они изготовлялись из различных материалов того времени (кожи, войлока, сукна, шелка, бархата и т.д.) и делались по ноге на заказ.