Заметки на полях

На свадьбе серебреные кольца меняли на золотые в знак власти над сердцами друг друга, своеобразного единства семьи.

 

Похоронный обычай.

Так, как смерть – дар людской, то до первых насильственных смертей надобности в погребении ни один эльфийский народ не имел. Когда возникла такая необходимость, то самым распространённым стало молчаливое предание тела огню1. В отдельных случаях в народе эглэйд применяли курганное захоронение.Тот, или иной способ применялся чаще всего в зависимости от воли хоронивших. Но, как и у прочих эльфов, отсутствовало понимание идеи могилы и кладбища – отсюда и приверженность к кремации (курган насыпали не с той целью, что люди). Считали, что земля живым нужнее, ведь мёртвое тело – лишь органика, а дух ушёл в Чертоги Ожидания, так что ему всё равно. Если сыпали курган, то с целью обозначить место гибели того, чья смерть существенно повлияла на мир, или на народ. Распространена была манера сыпать курган на поле кровопролитной битвы – в нём было общее захоронение павших воинов. Жёсткой формы не было, так как эльфам всегда было ведомо – дух уйдёт туда, куда подобает даже если умер эльф во вражьем плену и никакого погребения не получил. И, если что и влияет на посмертие, так это не форма обряда, а то, как он жил и от чего погиб.

Отдельно опишу некоторые элементы похоронного ритула погребения синдар (эглэйд) Эрин-Лассгален: тело умершего убирали цветами и переодевали (мужчин, насколько помню, в одежду, в которой чаще работали: помню мужчин с границы – они были переодеты в походную одежду)1. Потом несли тело до места сожжения через коридор, каждый участник которого возлагал цветок, посвященный Ниэнне и смерти1.

Обряды племени нолдор я беру на примере нолдор Таргелиона, а в обычае конкретно этих нолдор отсутствует прямое почитание Валар, зато наличествует почитание Эру и Пламени Творения (Ontanare), а как следствие огня вообще. Отсюда и некоторые специфики. Начну с сезонных традиций. Они привязаны к двум основным датам:

 

Радость (Mirie). Ночь летнего солнцестояния. Праздник, полностью посвящённый Солнцу как небесному огню, светлому, справедливому и сжигающему зло. Обычай этой ночи предполагает круговые танцы, подвижные и соревновательные игры, коллективные ночные купания и прочие подвижные выражения радости. Но – никаких костров и минимум пищи. Считается, что на mirie то и другое заменяется солнечным светом, растворённым в воздухе летней ночи.

 

Скорбь (Nyere). Ночь зимнего солнцестояния. Это самая длинная ночь в году, когда зима максимально сильна, но уже начинает понемногу сдаваться. Ночь, предвещающая весну. Именно поэтому это поминальная ночь, посвящённая всем, кто отдал свои жизни за победу над тьмой. И вообще всем, кто ушёл раньше времени к Намо. Обычай этой ночи – «бдение» или «мёртвый круг» (qualrinde). По кругу (посолонь) передаётся большая чаша с вином. Каждый в кругу делает из неё по небольшому глотку, после чего он в праве сказать что пожелает или же вспомнить молча своих погибших, а затем передать чашу. Когда круг замыкается, оставшееся вино отдаётся костру или очагу, который является центром круга. А рассвет следующего дня, завершающий бдение, посвящён жизни и живым, радости грядущей весны и победы…

 

Обе ночи – mirie и nyere– являются открытыми. То есть прийти может всякий без приглашения.

Кроме сезонных, у нолдор существуют и некоторые ситуативные обычаи, привязанные не к датам, а к событиям. Вот некоторые из них.

Обычай, связанный со сменой караулов на границах. Большой всеобщий пир (что редко бывало по другим случаям – всё-таки население замка не маленькое), посвящённые уходу воинов на границу или возвращению их оттуда. Смысл – объединить всех через разделение пищи и питья при встрече или перед расставанием. Пир начинался с обряда круговой чаши, но уже иначе, чем в nyere. Кано было предписано своей рукой налить любого напитка в чашу и запустить его по кругу, не отпив. Если в процессе движения по кругу напиток в чаше заканчивался, долить должен был тот, кто выпил последний глоток. И запустить дальше, не нарушая круг. Когда чаша по кругу возвращалась к кано, он отпивал из неё последним, замыкая и объединяя весь круг. На предстоящем пиру она так и оставалась его чашей до самого конца.

 

Свадебный обычай нолдор хорошо описан в «Законах и обычаях Эльдар»:

 

«Те, кто пожелали стать супругами, обычно избирали друг друга в ранней юности, иногда даже в детстве( в мирные времена так обычно и бывало), но если они не стремились немедленно вступить в брак или не достигли еще соответствующего возраста, суждение оставалось за родителями с обеих сторон. В должное время на общей встрече двух заинтересованных семейств сообщалось о помолвке, и обрученные обменивались серебряными кольцами. Согласно закону эльдар, после помолвки должно было пройти не менее одного года, а чаще срок этот бывал намного дольше. В этот период помолвку можно было разорвать, возвратив кольца при свидетелях, причем кольца расплавляли и никогда более не использовали для других помолвок. Таков был обычай; но право на отмену помолвки редко использовали, поскольку эльфы не бывают легкомысленны в поисках избранника и редко ошибаются: ведь они умеют правильно оценивать души своих соплеменников, и их трудно обмануть, а что касается чисто телесных желаний,