Заметки на полях

К написанию этой статьи меня подтолкнуло с одной стороны – желание поговорить об искусстве слова в целом, а с другой – вопиющая, в ряде случаев, безграмотность тех, кто причисляет себя к эльфам.

 

Ламатьявэ современных эльфов

Нет, я не граммар-наци. Да, я прекрасно понимаю, что такое опечатки, залипающая клавиатура. Нет, я не собираюсь в этой статье рассказывать о том, как плоха безграмотность и к чему приводит невежество.

Поговорим о магии слова, поговорим о вкусе слова, об образах, создаваемых словами, о том, как выразить словом не только чувство, но и цвет, запах, действие, музыку.

Я считаю важным говорить об этом, поскольку вижу, что для многих и многих понимание самого термина «ламатьявэ» лежит где-то за гранью представления, что же это такое есть.

Я полагаю, что все читали «Законы и обычаи Эльдар». Но мало кто думал о том, что под собой подразумевает «любовь к произнесению звуков» и «самовыражение через речь»; почему, предположим, искалеченный эльф, страдает и никак не может компенсировать утрату возможности объясняться словами, а также и то, почему эльдар (и не только эльдар) при всех своих талантах так любят речь, словопроизнесение.

Вы пробовали когда-нибудь ощутить, каковы звуки на цвет, форму, запах? Пробовали проассоциировать звук с каким-либо образом? Если нет – попробуйте, это потрясающий опыт, который помогает понять удовольствие от проговаривания звуков.

Дети «агукают» и «уакают» не только потому, что что-то говорят кому-то, но и просто потому, что они говорят. Иногда проговаривание звука и есть смысл, вернее, смысл можно найти и просто в проговаривании, в пропевании звука.

Кажущаяся банальность, скрывающаяся в утверждении «речь дана нам не только для бытового обмена мнениями», на самом деле, ошибочна. Это высказывание несет в себе и еще один смысл: речь призвана дать максимально полное и точное описание предметов, явлений, впечатлений, жизненного опыта каждого говорящего. Чем точнее сформулирован образ предмета описания, тем проще слушателю понять сказанное и сопоставить со своим опытом.

И здесь мы касаемся еще одного интересного аспекта, связанного с речью – умения слушать и слышать. Это умение, будучи правильно и по назначению использованным, помогает посмотреть на рассказ собеседника его глазами, понять его мотивы и через это – его самого. Ведь собеседник не только что-то говорит, он сопровождает свою речь интонацией, жестами, мимикой, что прекрасно иллюстрирует произнесенное. Сопоставление вербальной и невербальной речи дает возможность понять собеседника лучше, в том числе, определить, когда он искренен, а когда лжет. И это все – умение слушать и слышать.

Пение и музыка – это квинтессенция создания или описания образов посредством звука. Но когда-то, когда музыкальных инструментов еще не было, скорее всего, первой музыкой было пение, состоящее из пропевания звуков.

Если мы коснемся магической традиции, то увидим, сколь широко распространение всяческих заговоров, заклинаний, магических песен.

С. Соломко "Колдунья"