Заметки на полях

А уж если начать изучение мифологии… Кстати, о ней. В мифах об эльфах (Ши, Сидах, Дану) периодически упоминается мастерство их в области магии и в частности – в области магии песенной. О силе эльфийского проклятия тоже есть неоднократные упоминания в легендах. И это говорит о том, что эльф в состоянии очень точно описать то, то есть, что было и что должно произойти. Издревле считалось также, что Барды все поголовно связаны с волшбой – умение рифмовать и умение слагать ритмичные тексты считалось умением ворожить. У кельтов Барды пользовались огромным уважением, большим пользовались только друиды.

Исходя из вышеизложенного, бывает странно видеть «эльфов», которые не могут ни грамотно изложить свои мысли на бумаге, ни грамотно выразить их в разговоре.

Умение стройно излагать свои мысли свидетельствует не только о культуре и образованности конкретной личности, но, подчас, и об уровне ее интеллектуального развития. Я сейчас не принимаю во внимание тех, у кого имеются нарушения речи. Но главное  даже не наличие или отсутствие дефектов речи. Главное – умение формулировать свои мысли, наличие достаточного словарного запаса для их выражения и стремление выразиться максимально точно и емко. Риторике можно научиться.

Тем более странно видеть среди «эльфов» тех, кто не просто не умеет изложить свои потребности, описать впечатления и так далее, но и не любит слова, не стремится расширить свой словарный запас, обогатить, украсить свою речь, говорить с наслаждением и говорить действительно грамотно и красиво. Для эльфа подобное отношение к языку и слову противоестественно, поскольку ламатьявэ  - это не только проговаривание слов и не только

словотворчество, не только самовыражение через слово, но и описание сути, смысла того, о чем говорится в каждый момент времени. При отсутствии свободного владения языком, становится невозможно использовать магию слова, ведь для успешного ее применения необходимо уметь очень точно, лаконично и емко сформулировать желание, точно сформулировать процесс его исполнения, слов должно хватать для того, чтобы максимально точно отразить ими то, что предполагается увидеть в качестве результата. И эльф это понимает прекрасно. Будучи мастером формулировок и описаний, эльф не делит мир на «сейчас я ворожу и говорю грамотно, а через час объясняюсь как попало», будучи эстетом, эльф просто не поймет, как подобное варварское обращение с языком возможно в принципе.

Финрод и Саурон

К слову, многие «эльфы» уверены, что эстетика может быть в чем угодно, все в один голос говорят о своей тяге к прекрасному во всем… но зачастую под «всем» подразумевается что угодно, кроме языка и речи как устной, так и письменной.

К сожалению, чем дальше, тем больше любовь к

языку и развитие ламатьяве становится удовольствием исключительно лингвистов-людей, и эльфов-лингвистов, но отнюдь не современных эльфов в целом. Минимизированный словарный запас в обиходе и обилие жаргонных слов и выражений в речи приводят к тому, что даже в условиях суровой необходимости такой «эльф» не сможет выразить свои мысли и чувства более богатым языком: у него нет к этому привычки, он не приучен оперировать большим количеством слов в повседневности. И, следовательно, мозг отбрасывает все эти словарные богатства как ненужные. Словарный запас скудеет, и в результате получаются «эллочки-людоедочки» и «вовы-пэтэушники». Давайте представим себе эпохальную сцену: поединок Финрода и Саурона. Да, Финрод все равно проиграл бой, но они с Сауроном были равными по силе противниками, равными по умению. Теперь предположим, что Финрод в обыденности говорит примерно как среднестатистический гопник. Смог бы он вообще хоть как-то противостоять Тху? Вопрос, разумеется, риторический. Конечно, в наши дни сложно представить себе подобный поединок, хотя… конечно, масштаб не тот, но выступления или диспуты вполне могут стать аналогией эпическому событию.

В свете обсуждаемого вопроса, представляется любопытным феномен синонимов. Полагаю, напоминать, что такое синонимы, необходимости нет, поэтому я опущу определение термина.

Итак, синонимы дают нам возможность описать одно явление разными словами. Такое описание, в свою очередь, помогает избежать тавтологии, сделать речь более богатой и образной. Вместе с тем, использование слов-синонимов требует определенного умения, поскольку слова хоть и сходны по смыслу, но они  именно сходны, что следует понимать как «не идентичны, но подобны». Но если слова только сходны, но не идентичны, между ними существует еще и разница. И именно эта разница и требует осторожности в применении синонимов. Синонимы несут тонкие оттенки смысла. Если бы они