Мысли вслух

сейчас с холодной головой почитать Ефремова или Стругацких, понимаешь, почему в наши дни их произведения относят к разделу «утопических» – в первую очередь потому что в их произведениях как отношения героев между собой, так и их побудительные мотивы часто сильно отличаются от всего, что было в истории человечества. В любом случае – для построения сообщества, подобного описанному в их книгах, без глубокой, коренной

Свет Валинора Тед Нэдсмит

перестройки менталитета человечества не обойтись.

 И, тем не менее, есть и сторонники т.н. «эльфийского феодализма» и даже, как это не парадоксально, чуть ли не «эльфийского расизма» (достаточно вспомнить весьма неоднозначное интервью Lindo в том же «Альфирине»). То есть кто-то видит в эльфах прообраз своего рода «господ грядущего», которые будут разумно и милосердно (?) править человечеством. Согласны ли Вы с подобным утверждением? Представим себе, что уже завтра из Валинора вернутся эльфы. Кого нам ожидать — сверхэлитарных консерваторов–традиционалистов или же открытых, дружелюбных и совестливых «вертикальных прогрессоров» из Мира Полудня Стругацких?

По поводу первого – еще задолго до интервью Lindo в Альфирине я имел продолжительную дискуссию с ним и его единомышленниками, и мое личное скромное мнение – ничего общего их идеи с эльфами не имеют. Их идеология – странная смесь Толкина и древнеиндийской кастовой системы. Вообще – подобная система воззрений далеко не нова. Она называется «политическим реализмом» и основывается на постулате, гласящем, что люди по своей природе являются существами глупыми и злобными. Им нужна нянька, которая вела бы их по жизни. Неважно кто – «мудрецы-правители», жрецы-брамины или «раса сверхлюдей». Создатели теорий в стиле «политического реализма» на роль няньки естественно ставят самих себя. Теорий таких за историю возникло множество, авторы – от Макиавелли до одного ветерана Первой мировой, австрийца-ефрейтора…

Касательно «феодализма» и прочего «ретроидеализма» – не стоит путать реальную историю с трудами Мелори – в реальности все было далеко не так пафосно и редко когда благородно – скорее с точностью до наоборот. Феодализм в первую очередь – социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных

классов — феодалов-землевладельцев и крепостных крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница, построенная на системе взаимного вассалитета (то есть взаимных клятв вассала и сюзерена). Те, кто идеализируют феодализм, себя зачастую ставят на место «благородных феодалов», и не желают задумываться о такой мелочи, как бесправные крепостные. Но это тема отдельного разговора.

Касательно соотношений людей и эльфов, а также эльфов и власти. Дело в том, что эльфу власть как таковая, «в чистом виде», не нужна. В силу иного взгляда на мир, эльф властью тяготится и может принять ее только как величайшую ответственность – исключительно в интересах своего социума, ставя его интересы и нужды сородичей выше своих собственных, когда власть принимается как действительное бремя, а не как мнимая привилегия; как служение, а не как господство. Для людей власть – это зачастую инструмент достижения личных целей и амбиций, возможность повелевать, и нечастые исключения только подтверждают правило. Достаточно вспомнить поговорку «Хочешь проверить человека – дай ему власть».

Поэтому, даже случись завтра прибыть к нашим берегам кораблям Эльдар из Валинора – то во первых – сомневаюсь пришла ли бы им мысль в голову взваливать на себя бремя власти и ответственности за род, а во-вторых, принцип «культуртрегерства», пресловутое киплинговское «бремя белых», или то же «прогрессорство» у Стругацких – это принцип жестокий и самоубийственный. Достаточно вспомнить сколько дров наломал Каммерер по молодости на Саракше (коллапс общественной жизни и последовавший хаос), или страдания Руматы в Арканаре, и во что вылилась его деятельность (полный провал миссии, хаос, именуемой «арканарской резней»). Благими намерениями известно куда дороги вымощены.