Исследования

 

Вообще проявление персонажами агрессии в том или ином варианте определяет отношение читателя и автора к ним, дает им особую характеристику. В связи с этим можно выделить несколько основных типов действий эль-ин и арров, которые можно охарактеризовать как своего рода нападение:

1. нападение ради причинения вреда без идейно оправдывающей опоры на действия «противника» (агрессия в «чистом» виде);

2. получение власти как необходимость (агрессия активная или пассивная);

3. нападение как способ отомстить;

4. проявление защиты (активное или пассивное);

5. жестокость (активная или пассивная).

 

Агрессия в «чистом» виде в общем-то проявляется и среди арров (эпидемия), и среди эль-ин (стремление убить в неадекватном состоянии) – при работе «однополярного» способа мышления. Однако последнее - достаточно редко встречающееся явление, к тому же напоминающее болезнь, а не осознанные действия. Арры же действуют вполне осознанно. Среди пиратов, ристов, похищающих эльфиек и других арров для генетических опытов, - только представители «людей». «Эльфы» в подобном не участвуют. Причем Аррек утверждает, что «моральный облик у (арров и ристов (пиратов)) довольно близок, но ристы, по крайней мере, не стесняются это демонстрировать» (А.Парфенова «Расплетающие сновидения»).

 

Стремление к власти, пожалуй, можно назвать одним из основных действий персонажей в романе, тем более, что под это понятие, если смотреть в общем, так или иначе, подпадают и все остальные типы проявления агрессии. Поэтому здесь имеется в

виду созидательно подтверждаемое персонажами стремление властвовать, не завуалированное или не объединяемое другими желаниями (причинами).

 

Впервые проявление подобной агрессии читатель наблюдает именно со стороны эль-ин. В обществе «эльфов» появляется оппозиция, сторонники которой считают, что власть является следующим шагом в эволюции крылатого народа. «Знать – значит властвовать», - говорят они. И познание Ауте часто используется как способ стать сильнее. Впрочем, Хранительница и ее сторонники не считают войну необходимой, поэтому оппозиция и завоевывает Эйхаррон сразу, а ждет, когда будет предъявлен более конструктивный способ решения проблемы. И, действительно, этот способ находится. Эль-ин добиваются власти и успешно ее сохраняют, но только пассивными (бескровными) способами. Если же некоторые представители эль-ин предлагают иное, то всегда находится способ не следовать предложенному, а добиться желаемого иным путем, хотя это вовсе не значит, что эль-ин не могут завоевать. Именно, что могут, но предпочитают поступать мудрее, а потом получать больше. Пассивная власть в итоге оказывается сильнее. И страшнее.

 

Аррам же более свойственно активное проявление стремления к власти (Эйхарррон наполнен шпионами, здесь процветают интриги; обычный яд и новейшие технологии – все создано и используется с целью властвовать и защищать власть).

 

Именно арры уничтожают истинных эльфов, которых боятся, потому что их мудрость «недоступна пониманию», потому что они неизмеримо духовно выше людей и не потому, что захватывают что-то и лишают кого-то свободы, а потому что созидают, не разрушая при этом вокруг ничего. И именно только истинные эльфы в романе не стремятся к власти. И погибают, не защищаясь. (Хотя, как и люди, являются предками существующих эль-ин).

Защита – так же способ проявления агрессии. И свойственен он более эль-ин, чем какой-либо иной расе. Вынужденные бежать от своих, предки эль-ин развиваются от поколения к поколению так, что физиология их потомков сама теперь становится в любой миг оружием при необходимости. Они могут убить, защищаясь, создать живой дом, не пускающий незваных гостей. Могут оставить на произвол судьбы эль-ин, попавших в неприятность по своей глупости, при этом не из-за жестокости, а потому, что любой эль-ин вполне сам может о себе позаботиться. Соблюдают ряд законов, которые способствуют выживанию и прямо противоположны агрессии: например, сохраняют жизнь Целителю-арру и даже принимают его в эль-онн как своего, если он этого хочет.

Знание