Процесс мифотворчества, изменения мифов и легенд под влиянием различных обстоятельств, был рассмотрен (в общем) в 10-м номере Альфирина в статье «Причуды мифологии». Очень сложно найти то зерно истины, что лежит в основе каждого сказания или легенды по истечении множества тысячелетий. Но это не значит, что указание на изначальное отношение общества к тому или иному явлению сегодня полностью отсутствует, что ныне существующие легенды и сказки – это всё что у нас есть, и мы ничего не можем узнать о том, что забыто.
На самом деле имеется целый пласт свидетельств, в которых сохранились не только изначальные понятия как таковые, но и свидетельства о ныне утраченных сказаниях. Этот пласт – имена
Утраченные имена – утраченные сказания
С появлением новой веры многие народы лишились большинства оригинальных имён. В скандинавских странах дело обстояло несколько иначе - скандинавы с трудом воспринимали христианские имена. Несмотря на принятие христианства, имя, данное при крещении, либо игнорировалось, либо, как на первых порах в Древней Руси, хранилось в тайне.
Особенно трудно христианские имена принимались среди воинской аристократии, где ими нарекали редко и в основном незаконнорожденных детей. «Выбор имени для легитимного наследника во многом был предопределен заранее - представитель династии должен был быть назван в честь деда, прадеда или другого близкого родича по отцовской линии, причем в интересах правящей семьи было обеспечить максимальную прозрачность своего выбора. Напротив, выбор имени для побочного сына не был в такой степени стеснен и регламентирован
династической традицией. Незаконнорожденный, в принципе, мог быть назван новым именем, никак не ассоциировавшимся с набором личных имен, принятых в королевском роду». (Ф.Б. Успенский «Имя и Власть»). Благодаря этой традиции, мы сегодня имеем возможность заглянуть вглубь истории.
По использованию оригинальных древних имён впереди всех народов Европы стоят исландцы. И что касается традиций, то пожалуй именно в Исландии они сохраняются как нигде и охраняются законом. § 1 исландского закона № 54 от 27 июня 1925 г. гласит: «Каждый человек должен называться каким-либо исландским именем, либо двумя именами, и знать
отца или приемного отца, мать и всегда писать имя и отчество в одном и том же виде в течение всей своей жизни». А следующий пункт, § 2 того же закона, не менее категорично устанавливает: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране». Таким образом, бесфамильность исландского общества, опирающегося на тысячелетнюю традицию, консервируется, а оригинальные имена сохраняются и используются.
Пожалуй, следует дать краткое пояснение, чем же так ценно и важно имя как историческое свидетельство.
Наука антропонимика - раздел ономастики – посвящена именам собственным. Зачастую исторические процессы можно более точно прочитать по именам, чем по археологическим находкам. Проблемы теории имени разрабатывали в своих трудах представители разных наук: Флоренский П.А., Лосев А.С., Булгаков С.Н., Бондалетов В.Д., Веселовский С.Б., Степанов Ю.С., Суперанская А.В., Суслова А.В., Волкова Н.Г., Лавров Л.И., Замятин Е., Гуриев Т.А., Зухба С.Л., Хигир Б.Ю., Лахути Д. – всех не перечесть.
До принятия в различных культурах иноязычных имён процесс имянаречения был не только более прозрачен, но и более значим. Вера, Надежда, Любовь, Любомир, Ярополк… имена говорят сами за себя и не требуют расшифровки. В каких-то странах сохранилось больше древних имён, в каких-то – меньше. Какие-то имена выходят из употребления, встречаясь только в старинных текстах, какие-то существуют по сей день, сохраняя своё значение, притом, что порой сам обладатель имени не задумывается над смыслом, воспринимая имя как набор звуков.
Как встарь, так и сейчас, общество очень чутко реагирует на сочетание имени и выдающихся качеств его обладателя. Такие социальные явления как популярность имени, отражают влияние личности или личностей, его носивших. Возрастающая популярность имён ничуть не хуже социологического