покрывали голову. Чтобы подчеркнуть стройность фигуры, римские женщины носили высоко под грудью пояс, тем самым зрительно удлиняя ноги. В период упадка Империи тонкие струящиеся ткани вытеснили тяжелые ткани из парчи.
Связующим звеном между античным миром и новым, способствуя дальнейшему расцвету европейской культуры, стала Византийская империя. Драпировки античных одежд в чистом виде были забыты: произошло слияние античных элементов искусства с варварским. Также на костюм повлияло
христианство, т.к коренным образом изменяется отношение к человеческому телу.
Если в античные времена человек являлся предметом преклонения и любования, то теперь, по учению церкви, оно является вместилищем и источником греха. Всё находится под властью аскетических догм христианства - превосходство духовного начала в человеке, отказавшемся от земных благ и радостей. Поскольку новая христианская религия уничтожила идеалы античности, заимствованная у римлян одежда претерпела некоторые изменения. Некоторые элементы римской одежды перестают носить парадный, официальный характер и превращаются в повседневную одежду. В Византии зарождается обычай надевать одновременно несколько одежд, что положило начало многослойной одежде европейцев. Тело человека в византийском костюме не представляло никакого интереса, лишь знаки отличия составляли основу моды. Таким образом, византийский костюм являлся предшественником моды периода раннего средневековья.
Византия - центр мирового ткачества. Текстильное искусство достигает таких вершин, что долгое время византийские ткани оставались предметом подражания. Византийцы производили шерсть, парчу, а изготовление шелковых тканей и пурпурного красителя превратилось в государственную монополию.
Нижней мужской и женской одеждой остается римская туника позднего времени - таларис с квадратной проймой и длинными, суженными к запястью рукавами. Качество и длина туники являлись основным социальным отличием. Византийская одежда была уже древнеримской, что обуславливалось, во-первых, плотностью и жесткостью тканей, во-вторых, доминирующим значением чисто декоративной стороны костюма - рельефных вышивок крупного орнамента, узоров ткани. В эпоху поздней Римской империи появляется
новая часть одежды - разъемные штаны-чулки, распространенные на Востоке. В Византийской империи они стали всеобщей мужской одеждой. Их шили из ткани по форме длинных чулок и привязывали к поясу специальными тесемками. Верхней одеждой был плащ-мантия из шерстяных и полушерстяных тканей, скрепленный спереди завязками, напоминающий римскую пенулу. Он представлял собой широкую длинную накидку,
которая скреплялась у шеи завязками или фибулой. Верхнюю одежду в Византии носили только император и знать. Плащ-мантия расценивался как знак достоинства и привилегированного положения.
Путь развития женской одежды был сходен с мужской. По учению Церкви, женщина являлась источником соблазна и греха, предметом искушения