История

лифом, отрезной талией и пышными полами- «юбочкой», обычно зашнуровывающейся на спинке. Конструкция верхней одежды подчеркивалась расположением отделки: вышивка украшала ворот, пройму, низ и рукава. Иногда блио для удобства верховой езды разрезали по боковому шву. В моду входит еще один кафтан- котарди. Котарди- короткая куртка прилегающего силуэта, длиной до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими или же узкими к вверху и расширяющимися колоколооборазно книзу. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. И знать, и простой народ носили нарамники- длинные или короткие плащи, которые делались из сложенного пополам куска ткани, на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нараменик не сшивался. Когда у нарамника сшили бока, он превратился в сюрко- одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Мужчины носили нижние штаны- брэ. Поверх них одевали длинные облегающие ногу штаны-чулки – шоссы. Их часто делали из материи разных цветов. Кроме раздельных штанин, крепившихся к поясу шнурками появляются штаны, придерживаемым вокруг талии продернутым поясом. В 13в. появляется прообраз белья- нижняя рубашка-шемиз, сверх которой одевают длинный котт (до щиколоток), у которого были длинные рукава и длинный пояс. К середине 14в. котт сменил пурпуэн- короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. Сначала пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до середины 17в. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола. В этот период котт и сюрко стали разнообразными по форме и конструкции, с чем связано образование обобщающего французского

понятия «robe» и аналогичного ему древнерусского - «платье». Во всех странах Западной Европы одежда для улицы была широкой и свободной. Были распространены: плащи, манто, одежда для верховой езды и путешествий, а также теплая зимняя одежда на меху - прообраз мужского сюртука 19в.

Средневековый костюм

Нижней женской одеждой  этого времени являются камиза и котт. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой. Поверх камизы (узкой и длинной рубашки с узкими длинными рукавами) носили котт-платье с узким глухим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади, сквозь платье виднелась рубашка. Лиф, сначала закрытый, постепенно начинает обнажать шею, а затем и грудь. Низ котта был длинным и широким за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть

несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой. Поверх прилегающего платья знатные женщины часто надевали верхнюю одежду с рукававми или без них- нарамник или сюрко, которое покроем и отделкой подчеркивало стройность талии, ширину бедер и пластичность груди. С 13в.у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.

В 14в. в Англии возникает корсет - узкий лиф из плотной ткани, который получает распространение по всей Европе. Его использование стало необходимым, т.к. он создавал впечатление хрупкости, ставшей идеалом женской красоты. От корсета делают легкую скользящую линию перехода к широкой юбке, падающей глубокими фалдами. Применение сложных

Костюм горожанина