История

для праведников, нов то же время могла достигнуть святости путем добродетельной жизни. Такое двойственное отношение к женщине сказалось и на создании одежды. Женский костюм был длинным, прямым, из плотной ткани, полностью скрывал тело. С другой стороны он был богато декорирован. Основными видами женской одежды были туника, стола и пенула. Нижней одеждой была нижняя туника- широкая, рубашкообразного покроя с рукавами. Она выполнялась с фалдами. Поверх нижней надевали верхнюю тунику- столу. Она была длинной с широкими и длинными рукавами. В качестве верхней одежды простые горожанки надевали плащ-пенулу, знатные- плащ-мантию, сколотую фибулой. Обычай ходить с покрытой головой для замужних и вдовых женщин существовал в Византии со времен Римской империи, согласуясь с христианскими идеями- голову, спину и плечи покрывали большой накидкой- мафорием.

По мере формирования костюм Византийской империи становится более жестким и столообразным. Наиболее характерными элементами костюма являются: узкая прямая парчовая стола с сильно расширенными к низу рукавами; императорский лорум (широкий длинный шарф из золотой ткани, украшенный драгоценными камнями), превращенный в круглое ожерелье, от которого посередине спускался шарф, далматика  и туника.

Далее попробуем рассмотреть основы раннесредневекового костюма. Не будем вдаваться в проблематику исторической периодизации средневековья и возьмем за основу периодизации историю культуры, которая делится на 3 периода: дороманский (6-10в.в.), романский (10-12в.в.), готический (13-14в.в.)

Влияние античных одежд на раннее средневековый европейский костюм неоспоримо, на

что указывает термин «романский».

Во время господства романского стиля происходит слияние античных элементов искусства с варварскими. Этот стиль олицетворял всю суровость, мрачность, аскетизм средневековья. Костюм романского периода был в основном накладным. В его основе  лежал крой, обрисовывавший фигуру. Костюмы высшего и низшего сословий различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Фасон костюма зависит от ширины полотнища,

Камизы

которое зависело от ширины ткацкого станка.

В это время материал сшивается по швам, которые для укрепления оторачиваются тесьмой. В 9 в. появляются неизвестные древнему миру перчатки и рукавицы. Более полные сведения о костюме относятся к 9-12вв. Мужская одежда состояла из 2-х туник, они надевались одна поверх другой. Нижняя – камиза была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя – котт – из более дорогой ткани с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов, с прямоугольным или круглым вырезом. Верхняя туника была короче нижней и всегда подпоясывалась. До середины 11 в. туники были до колена, позднее они удлинились до середины икры, но молодежь и крестьяне продолжали носить короткие. Туника короля доходила до самого пола. Верхней мужской одеждой был плащ, застегивавшийся на правом плече фибулой - манто.

Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, т.к. этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный- скорбь и верность; голубой- нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.

От варваров были заимствованы штаны-чулки. Они могли быть длинными, относительно узкими, или плотно прилегали наподобии трико. Рыцарские доспехи оказывают влияние на форму и покрой мужской одежды, которые становятся на более короткими и разнообразными по форме. Поверх нижней одежды надевали блио - глухую накладную одежду. Ее длина варьируется от линии коленей до середины икры с заниженной отрезной линией талии. Она плотно облегала плечи, грудь и талию, расширяясь к бедрам. Рукава цельнокройные узкие, чуть расширяющиеся книзу. Нижняя часть выкраивалась в виде полукружий, которые прошивались с талии, спинки и полочек. Блио имело большие боковые разрезы, позволяющие видеть