История

Ранее в нашем издании уже затрагивалась тема одежды: ее истории, дизайна и реконструкции. В этих статьях не раз можно было встретить термин «мода». Мы попытаемся более пристально рассмотреть это понятие и углубиться в психологию моды человеческого социума, а также попытаемся сделать сравнительные выводы относительно социума эльфийского. Возможна ли мода в среде эльфов вообще?

 

Мода стала неотъемлемой и составной частью образа жизни людей.

Мода (фр. mode, от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Неотъемлемый атрибут моды – погоня за новизной, часто иллюзорной. Если явление или предмет, будучи модным какой-либо отрезок времени, теряет новизну в глазах окружающих, то становится старомодным.

На наш взгляд, эльфы более стабильны в предпочтениях и, уж точно, не станут гоняться за изменчивой новизной, к примеру, костюма. Можно назвать такое явление и стабильностью, и консервативностью, но на наш взгляд, основным элементом такой стабильности является приверженность рациональному стилю в одежде. (Рациональный стиль – подчинение кроя одежды линиям тела; иррациональный стиль – подчинение тела линиям кроя. Самым характерным примером иррационального стиля является жёсткий корсет,

Психология моды

обувь, деформирующая ступню и т.д.) Рациональный стиль не исключает новизны, но, пожалуй, относится скорее не к резким изменениям, а к совершенствованию. Подобный рационализм применим и к прочим областям моды вообще, а не только к модным тенденциям в одежде.

Человеческой модой движут два мотива. Первый – подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй – страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции).

Мода в одежде – это смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде») восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. С точки зрения искусства, мода близка именно к концептуальному искусству, поскольку она заключается в сочетании различных элементов (прическа, материал одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.

В том числе мода является процессом социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и,

соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они». Вряд ли в эльфийском обществе имелось когда-либо столь сильное социальное расслоение групп, для подчеркнутого расподоблениях которых требовался определенный внешний вид.

 Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным,