История

непрактична, ведет к бессмысленной трате как национальных, так и индивидуальных ресурсов.

Натурализм – разновидность сопротивления моде с позиций защиты здоровья и естественности. Его сторонники критикуют моду за то, что она толкает к потреблению товаров либо вредных для здоровья, либо порождающих противоестественное поведение.

Феминизм – сопротивление моде с позиций идеологии женского движения за равноправие. По содержанию феминистская критика во многом совпадает с утилитаристской и натуралистской, однако отличается своей идеологической базой. С точки зрения феминизма, господствующая патриархальная система с помощью моды поддерживает извечное господство мужчин, вынуждает женщин тратить свои ресурсы и здоровье, следуя на поводу мужских вкусов.

Консервативный скептицизм – сопротивление натиску новой моды с позиций приверженности моде уходящей. Характерный аргумент консерватизма: «Эта мода не для меня».

Субкультура меньшинств – механизм противодействия моде с целью воспроизводства особой идентичности членов этих групп. Для этого типа характерно культивирование особых форм потребления, которые обеспечивают воспроизводство социальной границы, отделяющей их от большинства. Это характерно для части национальных, религиозных и прочих меньшинств.

Контркультура – это сопротивление моде с позиций отрицания самого широкого спектра элементов господствующей культуры (ее норм, ценностей, языка знаков и символов). Среди объектом отрицания оказывается и «большая мода».

В данном контексте вряд ли стоит рассматривать параллели с эльфийским обществом вообще, поскольку речь шла о сопротивлении отдельных

людей или мелких групп массовым тенденциям. Утилитаризм в сочетании с высоким искусством не просматривается в истории и психологии моды человеческого общества, но именно такое сочетание, возможно, и является наиболее характерным для общества эльфийского.

Хотелось бы отметить, что по мнению В. М. Зайцева, на данный момент истории, моды, как таковой, нет – она определяется сменой стилей.

Стиль одежды – определённая акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями.

Акценты расставляются обычно при помощи аксессуаров, обуви, расцветки ткани, принтов, фурнитуры, деталей отделки и фактуры ткани, кроем модели одежды, комбинаторикой.

В рамках одного из стилей иногда различают его разновидности – подстили или микростили. Сегодня стили одежды весьма разнообразны: классический, деловой, офисный, романтический, винтаж, этнический и т.д.

Представление о красоте в человеческом обществе всегда шло бок о бок с модой, которая редко согласовывалась с телом, данным человеку от природы. Костюм эпохи Ренессанса подчеркивал нижнюю часть тела, ампир – высокую талию, а для костюма ХХ века требовались длинные ноги. Разные эпохи по-разному видели человеческое тело. Античность – голым, средневековье – одетым, а рококо – раздетым. В некоторые времена женщине, чтобы быть красивой, нужно было иметь отверстие в губах, килограмм металла в ушах, либо быть закованной в большой воротник-ошейник. Мода подчас калечила людей. Классический пример – железный корсет. Одним словом, мода - стихия.

Мы не претендуем на истину, но предполагаем, что подобная стихийность, а уж тем более иррациональность и нарочитое изменение облика данного от природы не могло быть свойственно эльфам, какие бы новаторские идеи и новые веяния не зарождались в умах творцов новых тканей, костюмов и украшений.

В следующем номере мы представим вашему вниманию обзор, который продолжит тему моды в аспекте само-украшательства – идеалов красоты различных эпох и стран, и попытаемся просочетать данные тенденции с возможными понятиями о красоте эльфов, которые дошли до нас из разных исторических источников.

Древняя косметика

2013   

Оставить комментарий