История

модой», находится pret-a-porter (буквально: «готовые к тому, чтобы носить») – модели, предлагаемые для потребления в реальной жизни. Это еще не массовая мода, а предложения дизайнеров, направленные к массе потребителей. Амбиции их авторов связаны с превращением в королей толпы, формирующих ее вкус и потребление. А чтобы эффективно править толпой, надо быть очень чувствительным к ее слабостям, надо чувствовать ее чаяния, предрассудки, страхи и надежды. Художник, работающий в области высокой моды, наоборот, стремится оторваться от толпы, воспарить над ней. Он может шокировать ее своей смелостью, игрой вокруг нравственной границы. В моде же массовой - это опасный эксперимент.

Высокая мода

На подиум манекенщица выйдет в том, что ей предложит модельер. Последний добьется большего внимания, если сделает что-то, сильно отличающееся от того, что принято, и что в итоге и вызовет желаемое внимание. Поэтому характерной чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность. Модный человек может позволить себе подобный стиль лишь в очень ограниченной форме, поскольку мода исключает желание быть белой вороной. Моден тот, кто является самым современным среди «обычных черных ворон».

Идеальное (духовное) производство – разработка новых моделей, которые первоначально могут существовать лишь в форме рисунков, чертежей, описаний. Эту функцию выполняют модельеры, конструкторы, архитекторы, композиторы, поэты и т.д. Материализация моделей выполняется индивидами или специализированными организациями: домами моделей, опытными мастерскими и т.п.

 

Распространение имиджа объекта моды и стандарта потребления.

Распространение осуществляется через прямую и скрытую рекламу материальных объектов моды, которые появляются в виде товаров в магазинах, в виде услуг, доступных в большинстве населенных пунктов. Предложение рождает спрос, чему способствует прямая и скрытая реклама.

Однако, процесс продвижения модных товаров в массы натыкается на сопротивление (новое принимается разными людьми с разной скоростью), на различие материальных возможностей в следовании модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей, потребители делятся на ряд групп:

«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы» и т.п.). Это самая малочисленная группа потребителей. В нее входят те, кто рискует первыми купить и использовать новую вещь не на подиуме или на сцене, а в реальной жизни.

«Лидеры» («местные лидеры») – это местные

авторитеты, не склонные к риску и отбирающие у инноваторов наиболее приемлемые для своей субкультуры модели. Лидеры могут удивить массу, но смеяться над ними вряд ли будут. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду.

 «Раннее большинство» («подражатели» «ранние последователи»). По ним можно судить о том, что «сейчас в моде». Именно эта группа приносит основной доход от продажи модных товаров.

«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы»). Они характеризуются определенным консерватизмом, стремлением «быть как все», боязнью оказаться немодной «белой вороной», и подключаются к модному потоку, когда он захлестнул массы.

«Традиционалисты» («отстающие»). Для их потребления характерна ориентация прежде всего на традицию. Традиционалисты не менее смелы, чем пионеры: они не боятся сойти за «белых ворон» и вызвать насмешки. Правда, пионеры отрываются от массы, забегая вперед, а традиционалисты отстают от нее, следуя моде прошлых лет.

Иерархии групп, участвующих в конструировании моды, соответствуют фазы жизненного цикла товара. Пионеры потребляют товар на его исходной фазе, для которой характерен ограниченный тираж модели и неопределенность ее судьбы.

Смелость новаторства