Овёс – Поле (кстати,
слово пошло из «полян», основная
культура – овёс, просо – появились раньше пшеницы), ,Кровь - Серке (serce)
(при чередовании С – К-Ц, причём вопрос о появлении в славянских языках «ц»
в этом слове остаётся
открытым – серд( )ечный, серд( )иться (изначально значение «переживать сильно(сердечно)".
Кровь и сердце – весьма взаимозаменяющие или взаимодополняющие, а в некоторых
древних традициях и вовсе сходные по значению слова, так же - вместилище души),
Медленный – Ленка
(«лен», «лень» опять однокоренные с совпадающим смыслом), Знающий - Истима
(срав. корни - «вестимо», т.е. «знаемо»), Любовь, привязвнность - Мил, Синдарин
- любящий
- Милуй (милый). А так же уже указанные ранее совпадения с Карельским и Финским.
Весьма вероятно, что такие
краткие пояснения не удовлетворят читателя, который не знаком с такими понятиями
как изначальное отсутствие гласных на письме в древних языках и с традиционной
(территориальной) огласовкой, влиянием привнесенной кириллицы на звучание
ряда слов, различным влиянием первой и второй палатализаций на языки западных
и восточных славян и проч. и проч., включая такую древнюю традицию как запись
рунами, чертами, резами без дробления фразы на слова, единым рядом – вертикальным
либо горизонтальным для всех древних языков, использовавших такой тип письма.
Последнее особенно интересно. Это сегодня каждый ребёнок может научиться писать
за год-полгода. Мог бы и в самом деле такой «вундеркинд» считаться учёным
в стародавние времена? Ни в коем случае. При вышеупомянутом способе письма
(и чтения) надо было быть древним лингвистом «во всей славе», чтобы производя
запись или чтение, придавать слитному ряду (фразе) один смысл, два и более,
а виртуозы, вероятно, отчаивались на каламбуры.
Так что читателю, не интересовавшемуся данными вопросами специально, придётся
либо поверить на слово в тех местах, которые для него не очевидны, либо обратиться
к знакомому лингвисту для более длительной беседы.
Гипотеза моя личная –
каким-то образом к Бильбо попали сохранившиеся(нённые) тексты на неизвестном
ему языке. Вероятно, достаточно краткие. Возможно, частично рунами, частично
с переводом, так или иначе подлежащие изучению и восстановлению. Какова было
сопроводительная информация - не известно. Но поверил он явно не во всё и
не сразу, а стал искать
родственные языки. Нашёл
Финский и уяснил, что находящиеся в его руках сказания на некоем «Квенья»
- являются языком "немного" более древним, оказавшем влияние на
другие языки. В результате родилась легенда о «придумывании», поскольку заявить
в кругу лингвистов об открытии не только языка, но и связанного с ним некоего
исторического пласта чуть ли не допотопных времён, в котором каких только
истоков легенд нет… на это и сегодня никто бы не отчаялся. Да и выданный Профессором
Квенья вероятно так же является результатом и следствием, а не первоисточником,
о чём свидетельствуют его многочисленные отсылы к изначальному языку, который
он так же пытался восстановить. Сильмариллион скорее всего составляет ту невеликую
основу всех материалов, а так же вероятно имелись некие разрозненные отрывки
с упоминаниями некоторых событий, имён, явлений, которые послужили основой
для "вольного творчества": Хоббита и ВК. Да к тому же всё это «легенды
людей об…». Тут ещё остаётся открытый вопрос «о ком». Как многократно заявлял
Профессор об «Эльдар», «Эльвах» и как их стали называть «Эльфах». То есть
речь идёт о самоназвании народа(автохтонном) либо о том, как это название
передано людьми. Если локализовать языки по территории финно-угорских племён,
которые вероятно испытали наибольшее влияние «Квенья» и «Синдарин», то придётся
несколько углубиться в «сторону Ладоги». Углубиться и остановиться, поскольку
в данном месте имеется «мёртвая зона» по части языков. То есть, всем известно
о некоторых племенах, которые вымерли или ассимилировались, языки утрачены.
Это народности: чудь, веси, мери, муромы, мещеры. В 1985 г. вышла монография
О.Б. Ткаченко «Мерянский язык» - первая в историографии работа, посвященная
реконструкции языка исчезнувшего народа. Исследование основано на анализе
фонетики и лексики русских говоров и профессиональных жаргонов, сложившихся
на бывшей мерянской территории, преимущественно в Ярославском и Костромском
Поволжье. «Наиболее тесным родством... мерянский язык связан с финскими языками,
прежде всего прибалтийско-финским и мордовским, и в меньшей степени - с марийским».
Отмечены также связи с угорскими и индоевропейскими языками, в том числе и
с праславянским [Ткаченко О.Б., 1985. С. 189-191]. Выводы, сделанные в данной
работе не признаны бесспорными. Вообще, обо всех перечисленных здесь племенах
существует на сегодняшний день огромное количество работ и исследований, но
окончательного решения по вопросу как и каким образом данные народы появились,
как именно ассимилировались, в чём сказывается их влияние… вплоть до нерешённого
вопроса о том, что произошло с самими названиями данных племен – перешли ли
они «по наследству» племенам, заселившим данные территории впоследствии или
«ушли» вместе с хозяевами, а сегодня звучат только отголоски. Так, например
в итенерарии-дорожнике, описывающем путь из Балтии на Волгу (отражённом в
так называемом Деянии Гетов(«Getica»), упомянуты племена: гольтескифов, тиудов,
инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул,
навего, бубегонов, колдов. Многие из них, при сравнеии с Летописью временных
лет, так и не были «опознаны». Зато, как вы видите, есть замечательное племя
«морденс», да простят меня мордвины (как Эрзя так и Мокша) за невольное сравнение.
Возможно, как это часто бывает, племена брали себе название по этнотопониму
– названию местности, данному предшествовавшим народом и сохранившемуся в
преданиях. На карте Британии так же можно отыскать Оркнейские острова, что
вовсе не говорит дурно об их населении. А иногда названия дают люди по аналогии
с преданиями, в зависимости от того, насколько им нравится местность. Вот
назвала же строительная фирма новый котеджый посёлок в Подмосковье «Китеж».
Через две-три тысячи лет табличка «Китеж – котеджный посёлок» свяжет старую
русскую легенду и английское слово… написать работу на эту тему
![]() |
![]() |